4. ОПЕРАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

4.1. В ходе проверки особое внимание уделяется состоянию профессиональной подготовки работников органов управления и спасателей, степени их готовности к выполнению АСДНР. Проверка подготовленности личного состава осуществляется в хронологической последовательности выполнения основных этапов АСДНР, начиная с момента поступления вызова (оповещение о ЧС(Н)), и включает:

сбор и выезд дежурной смены АСС(Н)/АСФ(Н), включая подготовку транспортных средств, судов и катеров к выходу, их выход и развертывание в зону ЧС(Н);

прибытие в зону ЧС(Н);

ввод сил и средств АСС(Н)/АСФ(Н) в зону ЧС(Н);

разведку зоны ЧС(Н) (состояние объекта, территории (акватории), маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны разлива, границ загазованности выше ПДК);

оказание первой помощи пострадавшим;

выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности персонала и населения (эвакуацию персонала, не занятого выполнением операций по ЛРН, и оказание первой помощи пострадавшим);

организацию ограничения доступа в зону ЧС(Н);

мероприятия приведения в готовность к использованию специальных технических средств ЛРН;

доставку сил и средств ЛРН в зону ЧС(Н);

организацию управления и связи в зоне ЧС(Н);

работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации (расчистка площадок, установка на площадках специальных технических средств, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);

локализацию разливов нефти и нефтепродуктов;

мероприятия по недопущению распространения разлива на объекты приоритетной защиты, обеспечению жизнедеятельности людей, эвакуация материальных ценностей из зоны ЧС(Н) (в случае необходимости);

проведение работ в зоне разлива нефти, связанных с тушением пожаров (в случае лицензирования деятельности по предупреждению и тушению пожаров);

сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов;

прием, временное хранение собранных продуктов и нефтезагрязненных материалов на местах проведения ЛРН и транспортировка к местам переработки и утилизации;

документирование, учет затрат и отчетность по ЛРН;

обследование загрязненных территорий (акваторий) с отбором проб почвы, воды и донных отложений, а в случае гибели объектов животного мира оценке численности мертвых и погибающих животных.

4.2. Особое внимание уделяется проверке теоретических знаний и практических навыков проведения газоспасательных работ; безопасным приемам проведения работ в зонах разливов нефти и нефтепродуктов и действиям личного состава при возникновении пожаров.

4.3. Оценка подготовленности личного состава производится путем проверки соответствия теоретических знаний и практических навыков Квалификационным требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательные служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, а также специальным (в т.ч. отраслевым) Квалификационным требованиям аттестации спасателей на выполнение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, действующим на момент проверки АСС(Н)/АСФ(Н). Теоретические знания проверяются тестированием в спецклассе(ах), практические навыки - проведением учебных тревог и (или) УТЗ по планированию, организации и проведению работ ЛРН на обслуживаемом объекте, территории (акватории). В том случае если проверка аттестованного АСС(Н)/АСФ(Н) проводится в период проведения им работ по ЛРН, практические навыки проверяются непосредственно на месте ЛРН.

4.4. При проверке теоретических знаний учитывается, что предаттестационное обучение личного состава АСС(Н)/АСФ(Н) имеют право проводить лицензированные образовательные учреждения, аттестованные установленным порядком МАК.

4.5. Кроме того, проверяется:

организация несения службы личным составом АСС(Н)/АСФ(Н);

документы, регламентирующие режим службы и их соблюдение;

порядок выезда на обслуживаемые объекты и территории (акватории) сил и средств, наличие Планов ЛРН, планов-схем (карт), инструкций, определяющих сбор и оповещение личного состава, находящегося на дому в режиме ожидания, в том числе при выезде по плану взаимодействия и иным порядком привлечения АСС и АСФ к ликвидации ЧС, определенных статьей 13 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

работоспособность аварийной сигнализации, наличие световых табло, указателей движения, исправность проводной телефонной и мобильной связи, в т.ч. возможность осуществления оперативной междугородней связи, работоспособность сети Интернет, передвижных и стационарных средств связи;

порядок дооснащения необходимым аварийно-спасательным имуществом, организация подготовки, их выхода и развертывание в зоне ЧС(Н);

правильность действий оперативного дежурного средств связи, готовность личного состава выполнять свои обязанности в нормативное время;

сбор и выезд по вызову, наличие выездных документов у водителей.

4.6. Проверяющий по телефону или лично объявляет оперативному дежурному о вызове на ликвидацию "аварии". Вызов может быть произведен в любое время суток на объект, территорию (акваторию), место ЧС/ЧС(Н) на обслуживаемом объекте, территории (акватории), а также иным порядком привлечения АСС и АСФ к ликвидации ЧС, определенных статьей 13 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Оперативный дежурный может уточнить у передающего вызов лица данные об "аварии". Время выезда определяется проверяющим с момента, когда дежурный, уточнив данные выезда, ответит: "Вызов принят!" и до момента выезда последнего автомобиля (плавсредства) за территорию (акваторию) объекта, на котором базируется АСС/АСФ (момента пересечения задних колес автомобиля створа ворот или кормы плавсредства границы акватории).

4.7. Время сбора личного состава АСС(Н)/АСФ(Н), находящегося на дому в режиме ожидания, не должно превышать двух часов и определяться в уставных, распорядительных документах или должностных инструкциях.

4.8. Проверка оперативной готовности формирования проводится путем проведении учебной тревоги с выездом на обслуживаемый объект, территорию (акваторию), а также путем оценки выполнения спасателями отдельных элементов при проведении АСДНР.

4.9. Подготовленность личного состава АСС(Н)/АСФ(Н) проверяется при практическом выполнении локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов на суше, прибрежной полосе и внутренних водах, на море различными способами, а также особенностей ЛРН в условиях низких температур (ледового покрова на водных объектах).

4.10. При этом проверяется:

умение выполнять работы по ЛРН, практические навыки в использовании для этих целей оборудования, приборов, специальных технических средств и приспособлений;

соблюдение при выполнении работ установленных НТД, нормативами времени выполнения отдельных работ и упражнений по тактико-технической подготовке.

4.11. Проверяющие заблаговременно готовят (письменно) тактическую задачу применительно к схеме реального или условного объекта и выдают ее руководителю АСС(Н)/АСФ(Н) по прибытии дежурной смены к месту вызова.

С прибытием в зону ЧС(Н) дежурная смена АСС(Н)/АСФ(Н) в соответствии с НТД и планом ЛРН ведет подготовку к выполнению АСДНР.

Руководитель АСС(Н)/АСФ(Н) решает поставленную проверяющим тактическую задачу и готовит оперативное задание дежурной смене (группе, команде) спасателей на выполнение следующих видов работ:

первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи;

оценка обстановки и состояния загрязнения обслуживаемого объекта и прилегающей территории (акватории);

организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов;

обеспечение жизнедеятельности людей, спасение материальных ценностей;

недопущение загрязнения объектов приоритетной защиты;

работы по локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

Подготовленное оперативное задание с учетом замечаний и уточнений проверяющих выдается старшему дежурной смены. Ошибки и нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и НТД, допущенные руководителем при решении тактической задачи, подготовке и выдаче оперативного задания подчиненным, учитываются при оценке его подготовленности.

4.12. На оценку обстановки и уяснение оперативного задания при его получении от руководителя АСС(Н)/АСФ(Н) устанавливается норматив времени - 3 мин. Время фиксируется проверяющим с момента окончания объяснения руководителем обстановки и задания до момента убытия старшего дежурной смены на его выполнение.

4.13. В ходе выполнения оперативного задания дежурной сменой проверяющий может усложнять обстановку, а также поручить исполнителям выполнить отдельное комплексное упражнение по тактико-технической подготовке с целью более глубокой и объективной оценки приобретенных практических навыков использования специальных технических средств и материалов для локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

4.14. Состав выполняемых действий должен соответствовать подготовленному Оперативному плану ЛРН.

4.15. Проверяющие могут дополнительно проверить элементы оперативной готовности АСС(Н)/АСФ(Н) с учетом специфики выполняемых им задач на обслуживаемом объекте, территории (акватории).

4.16. Исчерпывающий список заданий на определение допустимого времени нахождения в загазованной атмосфере, при указанной температуре, а также по расчету дыхательного газа и иных упражнений проверяющий готовит заранее и выдает в письменном виде старшему во время выполнения условных поисково-спасательных работ.

4.17. Применение специальных технических средств и материалов может быть проверено на обслуживаемых объектах, прилегающих территориях (акваториях), учебно-тренировочном комплексе (полигоне) профессионального АСС(Н)/АСФ(Н) или местах проведения УТЗ нештатного АСС(Н)/АСФ(Н); при этом по усмотрению проверяющих к проверке могут быть назначено любое оборудование и технические средства, указанные в Табеле технического оснащения, в том числе и вне зависимости от условий выполнения работ, предусмотренных в решении первоначальной тактической задачи. В этом случае проверяющими готовится дополнительное задание, в котором указывается условная оперативная обстановка, в соответствии с которым проверяемыми должно быть выбрано необходимое оборудование для его реализации и продемонстрировано умение использовать.