4. Механизмы и устройства напочвенных дорог

4.1. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки "В" (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7665), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж". (в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.

Разрешается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.

4.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:

6-кратного в режиме перевозки людей;

5-кратного в режиме перевозки грузов.

Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.

Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:

для нижнего расположения привода:

S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +

+ 0,3q x 2Lк cos бета + 0,5Qн + 0,2Lк, кгс;

для верхнего расположения привода:

S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +

+ qLк (sin бета + 0,3 cos бета) + 0,1Lк, кгс,

где:

Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;

альфа - наибольший угол наклона выработки, град.;

бета - средневзвешенный угол наклона, град.;

Lк - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;

q - погонный вес каната, кгс/м;

Qн - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;

0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;

0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;

0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.

4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах". Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением:

n = L / Lб,

где:

L - длина тягового каната, м;

Lб - >= 600 м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).

Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.

4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке. При этом угол перегиба каната на блоках и роликах поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.

Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.

4.5. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.

Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.

В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять гидропередача.

Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее указанного в таблице.

┌──────────────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐

│Угол наклона, град. │ До 15 │ 20 │ 25 │

├──────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤

│ Мтор │ 1,8 │ 2,0 │ 2,6 │

│К = ----- │ │ │ │

│ Мстат │ │ │ │

└──────────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘

Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.

Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.

Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.

4.6. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.

4.7. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.

4.8. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.

4.9. Парашютная система напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.

На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.

Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м.

4.10. Для управления напочвенными дорогами и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.

Аппаратура управления должна обеспечивать:

дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;

местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;

экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;

возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;

автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.

4.11. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.

4.12. Аппаратура управления должна исключать возможность:

одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги;

пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала;

повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;

повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "Стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;

повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.