4. Механизмы и устройства напочвенных дорог
4.1. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки "В" (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7665), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж". (в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)
(см. текст в предыдущей редакции)
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
Разрешается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.
4.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.
Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:
для нижнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ 0,3q x 2Lк cos бета + 0,5Qн + 0,2Lк, кгс;
для верхнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ qLк (sin бета + 0,3 cos бета) + 0,1Lк, кгс,
Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
альфа - наибольший угол наклона выработки, град.;
бета - средневзвешенный угол наклона, град.;
Lк - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Qн - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;
0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах". Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением:
Lб - >= 600 м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.
4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке. При этом угол перегиба каната на блоках и роликах поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.
Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.
4.5. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.
Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять гидропередача.
Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее указанного в таблице.
┌──────────────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐
│Угол наклона, град. │ До 15 │ 20 │ 25 │
├──────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│К = ----- │ │ │ │
│ Мстат │ │ │ │
└──────────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
4.6. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
4.7. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.
4.8. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.
4.9. Парашютная система напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.
Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м.
4.10. Для управления напочвенными дорогами и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.
Аппаратура управления должна обеспечивать:
дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;
местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;
экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;
автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
4.11. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.
4.12. Аппаратура управления должна исключать возможность:
одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги;
пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала;
повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "Стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;
повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875