Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.3. Имущественная поддержка Корпуса сил добровольной пожарной охраны

Ст. 12 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (п. 7 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В случае включения государственного или муниципального имущества в указанные перечни оно может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе, участвующим в деятельности Корпуса сил добровольной пожарной охраны совместно с территориальными подразделениями ФПС.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных п. 7 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются, соответственно, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 8 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В целях оснащения добровольной пожарной охраны рекомендуется главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации подготовить перечни высвобождаемой в подразделениях ФПС техники и имущества для последующей передачи в подразделения ДПО.

Согласно п.п. "я. 2)" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с п.п. 22 ч. 2 ст. 50 и п.п. 23 ч. 3 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений и муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Передача техники, оборудования, имущества, находящегося в оперативном управлении МЧС России, из государственной федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".

Пунктом 9 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлены ограничения в оборотоспособности государственного и муниципального имущества, включенного в вышеуказанные перечни. Это имущество не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

Статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с учетом положений Федерального закона "О добровольной пожарной охране" предусмотрена возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в общественные объединения пожарной охраны без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ).

К договору безвозмездного пользования, соответственно, применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ.

Ссудодателем в отношении государственного и муниципального имущества являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице соответствующих органов государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" одной из форм поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления является размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".