Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Обзор деятельности добровольной пожарной охраны

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, а также расширяются территориальная сфера их деятельности.

Такая специфическая сфера общественных отношений, как предупреждение и (или) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, обуславливает особую социальную значимость организации широкого и очень тесного сотрудничества органов публичной власти с гражданами и организациями, действия которых направлены на спасение людей и имущества.

Приоритетными задачами при осуществлении этого сотрудничества состоит в создании необходимых организационных правовых и экономических предпосылок для возникновения и реализации гражданских инициатив в области пожарной безопасности.

В силу общественного характера добровольной пожарной охраны и ввиду ее исторически сложившейся связи с местным самоуправлением, гражданами и организациями, всегда являющимися инициаторами создания добровольной пожарной охраны (далее - ДПО), некоторые аспекты ее деятельности целесообразно регулировать на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Во многих странах, например в Германии, Франции, США, большинство льгот для добровольцев предоставляются не на федеральном уровне, а на местном уровне.

Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, установлены Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

В развитие Федерального закона "О добровольной пожарной охране" в субъектах Российской Федерации приняты законодательные и муниципальные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты работникам ДПО и добровольным пожарным.

Зачастую эффективность применения добровольцев для предупреждения и ликвидации пожаров связана со значением временного фактора - сами жители населенных пунктов в силу объективных причин способны быстрее, чем профессиональные формирования, осуществить реагирование на угрозу возникновения пожара и предотвратить его распространение, что может выступить решающим фактором для предупреждения или ликвидации пожара.

Кроме того, в современных социально-экономических условиях повышается актуальность развития добровольной пожарной охраны, формирования из числа добровольцев полноценных пожарных команд, способных эффективно участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Организация охраны от пожаров населенных пунктов, в которых численность населения не превышает 100 жителей, влечет объективные трудности, связанные как с высокими затратами на строительство пожарных депо, содержанием профессиональной пожарной охраны, так и отсутствием возможности укомплектовать профессиональные пожарные части работниками из числа местного населения, с учетом квалификационных требований, предъявляемых законодательством к уровню профессиональной подготовки и состоянию здоровья пожарных.

В данном случае наиболее рациональным выходом является создание пожарных команд из числа местных жителей, являющихся добровольными пожарными, и штатных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

В целях обеспечения пожарной безопасности сельских населенных пунктов, в которых в настоящее время отсутствует пожарная охрана, МЧС России сформирован Корпус сил добровольной пожарной охраны (далее - Корпус сил), в котором на базе отдельных пожарно-спасательных постов ФПС совместно несут дежурство личный состав ФПС и добровольные пожарные.

Дислокация пожарных команд Корпус сил выбирается с учетом оперативной обстановки по пожарной безопасности в муниципальном образовании, территории обслуживаемых населенных пунктов и расстояния между ними, наличия соответствующей материально-технической базы, пожарно-спасательных постов, перспективных планов строительства пожарно-спасательных постов и приобретения пожарной техники, ее количества и других факторов.

Привлечение добровольных пожарных к несению совместного с личным составом ФПС дежурства в составе караулов (смен) пожарных команд и к выполнению задач, возложенных на Корпус сил, будет осуществляться на основе договоров, заключаемых добровольными пожарными с общественными объединениями пожарной охраны, членами (участниками) которых являются добровольные пожарные, и договорами между общественными объединениями пожарной охраны и соответствующими территориальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Добровольные пожарные пожарных команд Корпуса сил могут привлекаться к несению службы (дежурства) в расположении пожарной команды Корпуса сил или по месту жительства, работы или учебы добровольного пожарного в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим общественным объединением и согласованным с территориальным подразделением ФПС и, при необходимости, с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время.

Пожарные команды Корпуса сил включаются в Расписание выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соответствующего муниципального образования и в План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.