Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке общественных объединений пожарной охраны, участвующих в деятельности Корпуса сил добровольной пожарной охраны

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон "О добровольной пожарной охране") добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Предусмотренная Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны в виде социально ориентированных общественных объединений пожарной охраны позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку добровольной пожарной охране в соответствии с Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" (ст. ст. 5, 11, 12), иными законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Общая компетенция органов местного самоуправления по поддержке добровольной пожарной охраны, вытекающая из федеральных законов "О добровольной пожарной охране" и "О некоммерческих организациях" разграничена Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" между видами муниципальных образований.

Так, согласно статьям 14, 15, 16 этого закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", относится к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, городского округа, но не сельских поселений.

Аналогичным образом в законе о местном самоуправлении разграничены вопросы местного значения в сфере участия органов местного самоуправления в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом на основании части 3 статьи 14 данного закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вышеуказанные вопросы местного значения городских поселений.

Таким образом, в случае отсутствия такого закрепления эти вопросы будут реализоваться на территории сельского поселения органами местного самоуправления муниципального района.

Вместе с тем, органы местного самоуправления сельских поселений, как было рассмотрено ранее, должны осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, а также создание условий для организации добровольной пожарной охраны в рамках обеспечения первичных мер пожарной безопасности в целях реализации требований статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно установленному статьей 31 Бюджетного кодекса принципу самостоятельности бюджетов недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

При этом бюджетное законодательство допускает возможность софинансирования из бюджетов муниципальных районов расходов сельских поселений на поддержку добровольной пожарной охраны, в том числе в рамках различных программ.

Так, статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

В свою очередь органам местного самоуправления муниципальных районов оказывается содействие органами государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) на территории муниципального образования.

В частности, механизмы содействия реализации муниципальных программ поддержки СОНКО действуют, в частности, в Архангельской области, Красноярском крае, Ярославской области, Липецкой области, Новосибирской области, Забайкальском крае.

Содействие органам местного самоуправления в части реализации мер поддержки СОНКО на муниципальном уровне осуществляется путем софинансирования муниципальных программ поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, методического обеспечения органов местного самоуправления и оказания им содействия по вопросам разработки муниципальных программ поддержки СОНКО, предоставления субсидий на организацию муниципальных ресурсных центров.

Необходимое нормативно-правовое закрепление указанных мер поддержки осуществляется в законах о государственной поддержке СОНКО в субъекте Российской Федерации, региональных программах поддержки СОНКО, а также нормативно-правовых актах, определяющих порядок и условия софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО.

Нормативно-правовые акты, определяющие условия и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям на поддержку СОНКО на местном уровне приняты в Архангельской области, Красноярском крае, Липецкой области, Ярославской области.