2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Ориентация деятельности контрольно-надзорных органов на достижение общественно значимых результатов, направленных на сокращение причиненного ущерба, за счет внедрения соответствующей лучшим международным практикам системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности:

утверждение перечня показателей результативности и эффективности и их значений по видам контроля (надзора) к концу 2017 года;

разработаны и внедрены механизмы сбора достоверных данных, необходимых для расчета показателей результативности и эффективности, с использованием информационных систем к концу 2018 года;

информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, мотивации сотрудников, распределения ресурсов и проведения контрольно-надзорных мероприятий к концу 2019 года;

внедрения системы "умного государственного регулирования" к концу 2025 года.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2025 год

1. Доля видов контроля (надзора) <1>, по которым:

утверждены перечни и значения показателей, соответствующих Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности <2>;

определены механизмы контроля за достижением показателей;

показатели утверждены для центрального аппарата и территориальных подразделений;

показатели и их значения публичны и доступны (1-й уровень зрелости Стандарта зрелости управления результативностью и эффективностью, далее - уровни зрелости)

основной

20% <3>

100%

100%

100%

100%

100%

2. Доля видов контроля (надзора), по которым разработаны и внедрены механизмы сбора достоверных данных, необходимых для расчета показателей результативности и эффективности, с использованием информационных систем (2-й уровень зрелости)

основной

0%

20%

100%

100%

100%

100%

3. Доля видов контроля (надзора), по которым информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, мотивации сотрудников, распределения ресурсов и проведения контрольно-надзорных мероприятий (3-й уровень зрелости)

основной

0%

10%

100%

100%

100%

100%

4. Доля видов контроля (надзора), по которым проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности, уточнены формулы их расчета и источники первичных данных

аналитический

0%

50%

100%

100%

100%

100%

5. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрен механизм управления изменениями результативностью и эффективностью, их использование в процессе стратегического планирования, проводится международное сопоставление показателей (4-й уровень зрелости)

аналитический

0%

0%

0%

5%

10%

30%

6. Количество контрольно-надзорных органов, участвующих в рейтинговании (сравнении) деятельности контрольно-надзорных органов

аналитический

0

0

11

24

43

43

Результаты проекта

Этап I (2017 год):

Минэкономразвития России:

Актуализирована Базовая модель определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (принято распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении изменении в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р);

Решением Проектного комитета утвержден Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности;

Разработана и одобрена на заседании Проектного комитета модель рейтингования (сравнения) по уровню зрелости системы управления результативностью и эффективностью.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Разработаны и утверждены приказами федеральных органов исполнительной власти - участниками проекта перечни и значения показателей результативности и эффективности, соответствующие Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе:

определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности;

утверждены показатели результативности и эффективности для центрального аппарата и территориальных подразделений контрольно-надзорного органа;

обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений;

По отдельным видам контроля (надзора) проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности, уточнены формулы их расчета и источники первичных данных.

Этап II (2018 год):

Минэкономразвития России:

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, позволяющих принимать управленческие решения в зависимости от достижения показателей результативности и эффективности;

На основе практики внедрения Стандарта зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности разработаны общие требования к управлению контрольно-надзорными органами, включая переход на принципы "умного регулирования";

Составлен и опубликован рейтинг-2018 всех контрольно-надзорных органов по уровню зрелости системы управления результативностью и эффективностью.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности, уточнены формулы их расчета и источники первичных данных;

Обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности данных, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме;

По отдельным видам контроля (надзора) информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий;

Этап III (2019 - 2025 годы):

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

По всем видам контроля (надзора) информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Формулирование и регламентация принципов "умного регулирования", в том числе выбора форм, инструментов и интенсивности государственного регулирования и государственного контроля (надзора), исходя из соотношения количественно просчитываемых выгод и затрат регулирования, пропорциональности и риск-ориентированности.

По отдельным видам контрольно-надзорной деятельности внедрен механизм управления изменениями результативностью и эффективностью, их использование в процессе стратегического планирования, проводится международное сопоставление показателей.

Включение в рейтинг-2022 критериев на соответствие принципам "умного регулирования".

Составление рейтинга-2022 по уровню зрелости системы управления результативностью и эффективностью. Оценка ущерба по всем видам контроля (надзора)

Разработка модели внедрения положений и нормативов распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов

Внедрены положения и нормативы распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов

Описание модели функционирования результатов проекта

Разработка и внедрение в государственное управление совокупности механизмов оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности позволит сфокусировать планирование и осуществление контрольно-надзорных мероприятий на максимальное сокращение ущерба жизни и здоровью человека, материального ущерба государства, граждан и организаций.

Формирование показателей эффективности и результативности будет основано на учете базовых значений и анализа статистики по осуществляемым органом власти видам контроля (надзора), при использовании актуализированной и учетом проведенного в 2016 году пилотного проекта Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.

Также будет утвержден Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью, предусматривающий 4 уровня зрелости методологически обеспечивающие переход системы управления результативностью и эффективности от формулирования целей и интерпретации их в показатели (1-й уровень зрелости), автоматизации процессов управления данными контрольно-надзорной деятельности (2-й уровень зрелости, управления результатами достижения показателей результативности и эффективности в процессе принятия решений в отношении структуры управления, в том числе кадровой работы (3-й уровень зрелости) до уровня управления изменениями регулирования ("умное регулирование"), основанного на конкретных целях государственной политики в сферах деятельности контрольно-надзорных органов.

Предусмотренный сбор достоверных данных по основным контролируемым видам рисков, доступный всем участникам программы, позволит улучшить планирование проверочных мероприятий, расчет рисков при внедрении риск-ориентированного подхода и построить комплексную систему профилактических мероприятий.

По итогам реализации проекта в каждом из федеральных органов исполнительной власти, реализующих контрольно-надзорные полномочия, будет применяться система оценки результатов их деятельности, основанная на планировании и оценке достигнутых значений утвержденных показателей, учитываемая в процессах стратегического управления контрольно-надзорной деятельностью органа. Также будут внедрены механизмы мотивации работников в зависимости от достигнутых результатов работы.

В рамках создания единой облачной системы контрольно-надзорной деятельности будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

--------------------------------

<1> Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с утвержденным Проектным комитетом перечнем.

<2> Базовая модель определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.

<3> Оценка соответствия в полном объеме Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности для пилотных ФОИВ (МЧС России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Рослесхоз, Росздравнадзор, Россельхознадзор, ФМБА России) не проводилась.