Глава 3. Цели, задачи и принципы организации СУР

3.1. Основными целями организации СУР являются:

3.1.1. обеспечение устойчивого финансового положения МФО и защита ее активов;

3.1.2. обеспечение разумной гарантии достижения стратегических и операционных целей МФО;

3.1.3. обеспечение и защита интересов получателей финансовых услуг, участников (акционеров, учредителей) МФО, а также иных заинтересованных в устойчивом функционировании МФО лиц;

3.1.4. усиление конкурентных преимуществ МФО в результате максимально точной оценки и управления принимаемыми рисками;

3.1.5. превентивное выявление угроз деятельности МФО;

3.1.6. оперативное реагирование на внешние и внутренние изменения;

3.1.7. предотвращение последствий возможных неблагоприятных событий.

3.2. Задачами организации управления рисками МФО являются:

3.2.1. своевременная идентификация, анализ, оценка рисков и реагирование на них с целью уменьшения вероятности их возникновения и (или) последствий в случае их реализации;

3.2.2. интеграция СУР с основными бизнес-процессами МФО и вовлечение работников МФО в процесс управления рисками;

3.2.3. развитие внутренней среды, способствующей управлению рисками, путем проведения обучающих мероприятий по риск-менеджменту;

3.2.4. регулярное информирование органов управления МФО, установленных внутренними документами МФО, в том числе о текущем уровне рисков в порядке и с периодичностью, предусмотренными Положением об управлении рисками;

3.2.5. повышение уровня ответственности сотрудников за управление рисками, в том числе путем закрепления в должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях и иных внутренних документах МФО положений о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение внутренних документов МФО и Стандарта.

3.3. МФО организует СУР на следующих принципах:

3.3.1. Соответствие СУР виду деятельности МФО, характеру и объемам совершаемых операций (принцип пропорциональности).

МФО признает наличие рисков, сопутствующих ее деятельности, и оценивает их влияние на деятельность МФО.

Управление рисками осуществляется по всем основным видам деятельности, на всех уровнях управления МФО.

В случае совмещения МФО микрофинансовой деятельности с иными видами деятельности СУР должна учитывать влияние всех осуществляемых МФО видов деятельности.

Работники МФО, совершающие операции, подверженные рискам, должны быть осведомлены о риске операций и должны осуществлять идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операций в соответствии с Положением об управлении рисками.

3.3.2. Принцип непрерывности процесса управления рисками.

МФО обеспечивает проведение на непрерывной основе процедур, предусмотренных СУР, осуществляемых в соответствии с внутренними документами МФО.

3.3.3. Принцип документирования процедур в рамках СУР.

МФО обеспечивает документальную фиксацию необходимой информации, связанной с организацией СУР, а также утверждение органами управления МФО методологических и регламентных документов по управлению рисками.

3.3.4. Принцип обеспечения своевременного доведения информации, касающейся СУР, до сведения органов управления МФО.

Работники МФО в соответствии с их должностными обязанностями обязаны информировать риск-менеджера или руководителя подразделения риск-менеджмента о рисках, возникающих в процессе выполнения их должностных обязанностей. Риск-менеджер или подразделение риск-менеджмента обязаны с периодичностью и в порядке, предусмотренной Положением об управлении рисками, но не реже одного раза в год, (для МФО, соответствующих критериям, установленным абзацем первым пункта 2.2 Стандарта - не реже одного раза в полгода) предоставлять органам управления МФО, установленным Положением об управлении рисками и иными внутренними документами МФО, в том числе информацию об уровне принятых МФО рисков и фактах нарушений, выявленных в ходе выполнения установленных процедур управления рисками.

МФО обязана организовать распространение информации, обеспечивающей осведомленность работников МФО относительно целей и задач СУР, а также обязанностей, возникающих в ходе реализации мероприятий по управлению рисками.

3.3.5. Принцип эффективности (достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) и оптимальности процессов управления рисками.

Объем и сложность процедур и мер по управлению рисками должны соответствовать целям организации СУР.

МФО проводит анализ соотношения затрат на выполнение процедур и (или) мероприятий по управлению рисками и эффекта от реализации этих процедур и (или) мероприятий. По итогам проведенного анализа производится пересмотр внутренних документов по управлению рисками.

3.3.6. Принцип разделения полномочий.

Решения о минимизации рисков могут приниматься на различных уровнях управления МФО в зависимости от значимости рисков (размера вероятных потерь при наступлении рискового события) и вероятности их реализации. Решения о проведении операций, влекущих возникновение рисков, принимаются коллегиально группой должностных лиц либо комитетом, к полномочиям которых отнесено решение подобных вопросов в соответствии с внутренними документами по управлению рисками МФО, за исключением случаев, когда такое право в соответствии с внутренними документами МФО предоставлено органам управления или отдельным должностным лицам.

МФО должны быть приняты меры по распределению полномочий между структурными подразделениями и (или) работниками МФО, на которых возложены обязанности по проведению операций, связанных с принятием рисков, и риск-менеджером и (или) подразделением риск-менеджмента, на уровне организационной структуры таким образом, чтобы проведение операций, связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного структурного подразделения (должностного лица).