Приложение. Методические рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

В ОСЕННЕ-ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" в помощь руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, педагогам дополнительного образования, родителям (законным представителям) обучающихся Российской Федерации в целях профилактики несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимне-весенний период.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) (далее - ФГОС) основные образовательные программы общеобразовательных организаций включают:

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая обеспечивает формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения на природе, в том числе на водоемах, безопасного для человека и окружающей среды (на уровне начального общего образования);

программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе знание правил безопасного поведения в природе (на уровне основного общего образования и среднего общего образования).

ФГОС основного общего образования регламентируют изучение предметных областей и учебных предметов, в том числе учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ), изучение которого на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания, в том числе необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, а также природного характера, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения, в том числе в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасное поведение человека в природных условиях, оказание первой медицинской помощи.

В учебном плане основной образовательной программы школы предусмотрено две части: обязательная и формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

В вариативной части учебного плана образовательная организация по своему усмотрению, с учетом интересов и запросов учащихся, может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение (в том числе по ОБЖ, биологии, окружающему миру), ввести новые учебные предметы, факультативы, в зависимости от специфики образовательной организации и ее кадровых, технических и иных возможностей.

Таким образом, ФГОС общего образования позволяет планомерно осуществлять политику безопасного образа жизни.

Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо, чтобы они успешно осваивали знания, вырабатывали умения и навыки, а также имели желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основная цель при этом - достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обеспечить безопасность жизнедеятельности и будут иметь к этому соответствующую мотивацию.

Достижение поставленной цели можно осуществить путем решения следующих задач:

формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

развитие качеств личности, направленных на обеспечение безопасного поведения в окружающем мире;

развитие способностей принятия адекватных и безопасных решений в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуального и коллективного рисков;

выработка морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Одним из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимне-весенний период.

Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.

Задача педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся - не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по возможности, избегать ее и при необходимости действовать.

Обучающийся должен не запоминать перечень опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы исключить или избежать возможности их возникновения.

Профилактика несчастных случаев на водоемах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда должна включать в себя не только разъяснения обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Детей следует ознакомить с особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром, после ночных значительных понижений температуры воздуха, он способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину.

Водоемы замерзают неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.

На озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда.

Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. При этом безопасная толщина льда составляет

для одного человека - не менее 7 см;

для сооружения катка - 12 см и более;

для сооружения пешей переправы - 15 см и более;

для организации массовых спортивных и праздничных мероприятий - 25 см и более.

При визуальной оценке прочности льда следует учитывать следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен. На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный, серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние льда.

В рамках проведения профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей (законных представителей) о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра местах, над тенистым и торфяным дном, у болотистых берегов, в местах выхода подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения, в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.

Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холодного воздуха к поверхности льда.

Готовить и пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водоемах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда.