Как понять, что есть угроза?

КТО ТАКИЕ ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА"

>

употребляющие алкоголь, психоактивные вещества

>

с недостатками физического развития;

Во-первых, важно не пропустить факторы риска - то, что может вызвать желание уйти из жизни.

>

совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в том числе насилия);

>

под влиянием опасных групп (в том числе в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений;

>

в сложной семейной ситуации;

>

остро переживающие несчастную любовь;

>

в депрессивном состоянии;

>

без реальных друзей;

>

без устойчивых интересов, хобби;

00000008.png

>

с серьезными проблемами в учебе;

>

отличники, остро переживающие любые неудачи;

>

с историей суицида

Группу риска составляют подростки:

- находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

- испытывающие серьезные проблемы в учебе;

- отличники, старающиеся все выполнить только на "отлично" и остро переживающие любые неудачи;

- не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете) может быть сколько угодно много);

- не имеющие устойчивых интересов, хобби;

- находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;

- перенесшие тяжелую утрату;

- остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных отношений);

- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

- совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);

- попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.

Признаки участия ребенка в "опасных" группах:

- резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание подавленного настроения;

- значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время;

- общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;

- сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание ребенка обсуждать новости группы, свои действия в ней;

- ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от имени и девочки, и мальчика;

- выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле...);

- появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов, связанных с суицидальным поведением, например, "Раны на руках заглушают боль в душе", "Лети к солнцу", "Лифты несут людей в небеса" и др.

Слайд 11

ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В "ОПАСНЫХ" ГРУППАХ

>

резкое изменение фона настроения и поведения;

>

пробуждение в ночное время и выход в Интернет;

>

нежелание ребенка обсуждать новости группы и свои действия в ней;

>

ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами;

>

выполнение различных заданий и их видеозапись;

>

появление в речи и на страницах в сети тегов "Раны на руках заглушают боль в душе", "Лети к солнцу", "Лифты несут людей в небеса" и др.

Во-вторых, надо быть внимательными к "знакам", сигнализирующим о суицидальных намерениях.

Слайд 12

ВНИМАНИЕ, УГРОЗА!

РОДИТЕЛИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА "ЗНАКИ"

>

Высказывания о нежелании жить.

>

Фиксация на теме смерти.

>

Активная подготовка к способу совершения суицида;

>

сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное).

>

Символическое прощание с ближайшим окружением.

>

Постоянно пониженное настроение, тоскливость.

>

Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.

>

Раздражительность; угрюмость.

>

Негативные оценки своей личности.

>

Необычное нехарактерное поведение.

>

Снижение успеваемости.

>

Частые попытки уединиться.

Признаки суицидальных намерений:

- высказывания о нежелании жить: "Было бы лучше умереть", "Не хочу больше жить", "Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется обо мне волноваться", "Хорошо бы заснуть и не проснуться", "Мне нельзя помочь", "Скоро все закончится", в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома, перила моста);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;

- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества ("меня никто не понимает, и я никому не нужен"), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

- постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

- необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);

- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).