См. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за II квартал 2017 года.

IV. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за I квартал 2017 года. Выводы

IV. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности

Росгидромета за I квартал 2017 года. Выводы

4.1. Согласно статье 23.28 КоАП РФ Росгидромет уполномочен составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон), статьями 8.5, 8.40, 8.43 КоАП РФ.

Также, согласно пункту 36 части 2 и части 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Росгидромета в соответствии с приказом Росгидромета от 24.05.2011 N 275 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" вправе составлять протоколы - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 КоАП РФ.

В силу приказа Минприроды России от 28.12.2012 N 461 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2013 N 27030) территориальный орган Росгидромета осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований, правил и норм выполнения работ при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

В настоящее время Перечень должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Росгидромета от 24.05.2011 N 275 (зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2011 N 20947).

В этой связи в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ Росгидромет разработал проект приказа Росгидромета "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (далее - проект приказа) в целях:

приведения перечня должностных лиц центрального аппарата Росгидромета уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствие с кадровыми изменениями в центральном аппарате Росгидромета;

дополнения перечня должностных лиц территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, иными должностными лицами территориальных органов Росгидромета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" в период с 19.01.2017 по 02.02.2017 проект приказа был размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети "Интернет" в целях прохождения процедуры общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По результатам общественного обсуждения и проведенной независимой антикоррупционной экспертизы предложений и замечаний по проекту приказа в Росгидромет не поступило.

4.2. В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 (далее - Положение), одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, является передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" (для работ и услуг, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2 Положения).

Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи Росгидромет считает целесообразным отметить следующее.

Информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

В соответствии с пунктом 4 Положения о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1410, централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных (ФГБУ "ВНИИГМИ-МЦД"), находящимся в ведении Росгидромета. Официальный сайт ФГБУ "ВНИИГМИ-МЦД" - http://meteo.ru/.

Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Руководящим документом 52.19.143-2010 "Перечень документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" установлена структура перечня, его состав, сроки и место хранения документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Руководящим документом 52.19.568-2010 "Организация комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" установлены основные требования по организации комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

4.3. В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пунктом 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" и Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, Росгидромет осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ, понятие "лицензирование", в том числе включает осуществление лицензионного контроля.

В настоящее время в соответствии с пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 174, и пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 175, административная процедура по осуществлению лицензионного контроля проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отсутствие соответствующего административного регламента по осуществлению государственной функции по контролю, определяющего порядок осуществления административных процедур.

С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" Росгидрометом осуществляется разработка проектов Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Основной целью указанных проектов является упорядочение действий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при проведении мероприятий по контролю, а также определение порядка осуществления административных действий.

4.4. В целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, а также в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору), устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований Росгидрометом утверждены:

Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору);

План-график профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2017 году;

перечни актов, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору).

Вышеуказанные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Росгидромета http://www.meteorf.ru/ (далее - официальный сайт Росгидромета) в разделе "Деятельность" подраздел "Контрольно-надзорная деятельность".

На главной странице официального сайта Росгидромета в целях доступности и оперативности перехода пользователями официального сайта Росгидромета в подраздел "Контрольно-надзорная деятельность" создан баннер "Перечни актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)".