1 Область применения

Настоящая методика предназначена для оценки эффективности для ОАО "РЖД" применения прямой (одна станция назначения составов, групп вагонов и одиночных вагонов при условии проставления в перевозочных документах - транспортной накладной - штемпеля "Отправительский маршрут прямой") отправительской маршрутизации с мест погрузки, выгрузки (одна станция отправления, один грузоотправитель, отправитель порожних вагонов). Эта оценка выполняется для проверки адекватности изменения уровня действующих тарифов расчетному изменению перевозочных издержек при вариантах организации вагонопотоков (маршрутных и немаршрутных) для конкретной перевозки. Результаты расчетов, полученные в соответствии с настоящей Методикой, могут быть использованы для разработки перспективных комплексных мероприятий по повышению технологической и экономической эффективности маршрутных перевозок на сети железных дорог ОАО "РЖД".

Методика предусматривает возможность расчетов в двух режимах:

1) определение экономической эффективности отправительской маршрутизации для ОАО "РЖД" без учета возможностей инфраструктуры и перевозочных ресурсов, путем сопоставления изменений получаемых провозных плат с изменениями затрат при немаршрутных и маршрутных перевозках, в том числе не зависящих от размеров грузового движения;

2) определение эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации при наличии ограничений инфраструктуры и перевозочных ресурсов.

Второй режим представляет собой оценку технологических и финансово-экономических рисков ОАО "РЖД" при отсутствии маршрутных перевозок или их существенном снижении:

- роста расходов в связи с увеличением потребности тяговых средств, энергоресурсов и эксплуатационного штата из-за задержек поездов, вызываемых превышением технически допустимой загрузки станций примыкания путей необщего пользования и попутных станций переработки вагонов по плану формирования;

- выплат штрафов из-за несвоевременной доставки грузов и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику;

- потерь доходов из-за не предъявления грузов к перевозке в связи с ростом инфраструктурных ограничений и увеличения потребности в вагонном парке, которая превысит имеющийся профицит грузовых вагонов;

- увеличения потребных инвестиций в развитие станционной инфраструктуры (в связи с ростом переработки вагонов) и усиление пропускной способности участков (в связи с отказом от эффективных весовых норм, применяемых для маршрутов).

Для выполнения расчетов по данной методике необходима организация рабочих групп, включающих специалистов причастных департаментов ОАО "РЖД" (состав определяется в зависимости от решаемой задачи).

Ежегодная разработка плана маршрутизации, его текущие изменения, а также сопутствующее данному процессу определение эффективности маршрутных перевозок осуществляется специалистами отдела плана формирования поездов Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с действующими нормативными документами ОАО "РЖД" [7, 8, 15].