I. Общие положения

1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется с использованием наземных методов, методов дистанционного зондирования и (или) лабораторных (инструментальных) методов, в том числе с использованием метода молекулярно-генетического анализа <1>.

(п. 1 в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Части 1, 3 статьи 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

(сноска в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственный лесопатологический мониторинг (далее - ГЛПМ) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

4. Проведение ГЛПМ обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) на организацию защиты лесов.

(в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<2> Сноска исключена. - Приказ Минприроды России от 07.04.2025 N 177.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уполномоченные органы получают сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <3>.

(п. 5 в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<3> Статья 93.7 Лесного кодекса Российской Федерации.

(сноска в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Источниками информации для осуществления ГЛПМ являются:

а) данные дистанционного зондирования Земли;

б) сведения федеральных органов исполнительной власти;

в) сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;

г) данные государственного лесного реестра;

д) сообщения граждан, юридических лиц и средств массовой информации;

е) иные источники информации о состоянии лесов и их количественных и качественных характеристиках.

7. К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы проведения ГЛПМ:

а) регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

б) выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

в) выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

г) инвентаризация очагов вредных организмов;

д) экспедиционные обследования;

е) оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологических обследований.

8. К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

9. Погрешность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологическои угрозы <4>:

--------------------------------

<4> Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 1 "Об утверждении Порядка лесозащитного районирования" (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2017 N 45471).

а) зона сильной лесопатологическои угрозы - не более 10%;

б) зона средней лесопатологическои угрозы - не более 15%;

в) зона слабой лесопатологическои угрозы - не более 20%.

10. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными органами:

а) реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями в разрезе лесничеств (ежемесячно);

(в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств (ежемесячно);

(в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

г) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

д) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (ежегодно до 1 ноября текущего года);

е) прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации (один раз в шесть месяцев);

ж) обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России (ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным).

11. Результаты ГЛПМ размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 11 в ред. Приказа Минприроды России от 07.04.2025 N 177)

(см. текст в предыдущей редакции)