Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, согласование планов проведения проверок органами муниципального земельного контроля, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

I. Составление ежегодных планов проведения плановых

проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

органов государственной власти, органов местного

самоуправления, граждан, согласование планов проведения

проверок органами муниципального земельного контроля,

направление проектов планов в органы прокуратуры и их

доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых ежегодных планов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила подготовки планов).

Указанными выше нормативными документами установлено, что органы государственного контроля (надзора) разрабатывают проекты планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют для рассмотрения в орган прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Следует отметить, что положения нормативных правовых актов не предусматривают полномочия органов прокуратуры при обобщении органами прокуратуры и формировании Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводного плана проведения плановых проверок и размещении его в сети "Интернет" внесение изменений в утвержденные органами государственного контроля (надзора) планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем территориальные органы Росреестра сталкиваются с фактами несоответствий включенных в сводный план проведения плановых проверок, размещенный в сети "Интернет", проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с проверками, включенными в утвержденные территориальными органами Росреестра планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Возникающие в результате разночтения в планах проведения плановых проверок, утвержденных территориальными органами Росреестра, и сводном плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводят к дополнительной работе по необходимости приведения их в соответствие.

Вместе с тем пункт 7 Правил подготовки планов, определяющий допустимые случаи внесения изменений в утвержденные планы проведения плановых проверок, не предусматривает возможности внесения изменений в утвержденные планы в случае несоответствия утвержденного органом государственного контроля (надзора) плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сводному плану проведения плановых проверок, сформированному Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенному на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

2. В целях исключения фактов несоответствий сведений о проверках, включенных в утвержденные территориальными органами Росреестра планы проведения плановых проверок, сведениям, содержащимся в сводном плане проведения плановых проверок, размещаемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сети "Интернет", необходимо регламентировать процедуру обобщения органами прокуратуры поступивших от органов государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок и формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности составления планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, пунктом 3 названной статьи установлено, что в ежегодный план проведения плановых проверок включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.

В то же время территориальными органами Росреестра отмечена необходимость расширения перечня лиц, включаемых в планы проведения плановых проверок, а именно: включение в них проверок правообладателей зданий и сооружений, расположенных на земельных участках. Это связано с тем, что зачастую собственники зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, не оформляют права на используемые для размещения зданий и сооружений земельные участки.

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

3. Пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок разработки и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора устанавливается в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре).

Пунктом 7 Положения о государственном земельном надзоре предусмотрено составление территориальными органами Росреестра планов проведения плановых проверок в отношении граждан. При этом также установлено, что планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки планов.

Вместе с тем территориальные органы Росреестра сталкиваются с отказами органов прокуратуры рассматривать проекты планов проведения плановых проверок в отношении граждан, в целях последующего направления предложений о приведении проектов планов в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации.

В целях единообразного применения положений законодательства Российской Федерации отмечаем, что положениями Правил подготовки планов органы прокуратуры уполномочены давать предложения о приведении проектов планов проведения плановых проверок в соответствие с требованиями законодательства, при этом органы прокуратуры не уполномочены согласовывать проекты планов. В случае отсутствия предложений органа прокуратуры о приведении проектов планов проведения плановых проверок в соответствие с требованиями законодательства такие проекты подлежат утверждению в установленный срок и размещению на сайте в сети "Интернет".

4. Пунктом 9 Положения о государственном земельном надзоре определено, что в ежегодные планы проведения плановых проверок включаются в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся правообладателями объектов земельных отношений, и в планах указываются сведения об объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения).

Вместе с тем на стадии планирования проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации ими властных полномочий при предоставлении земельных участков невозможно определить конкретные объекты земельных отношений, которые будут являться предметом плановой проверки. Зачастую конкретные объекты земельных отношений начинают формироваться в результате осуществления процедуры предоставления земельных участков.

Таким образом, при включении в план проведения проверок проверки деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, целью которой является анализ соблюдения требований законодательства при предоставлении земельных участков, сведения об объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), не указываются. Вместо сведений об объектах земельных отношений при составлении планов проведения проверок следует указывать период времени деятельности территориального органа, который будет проанализирован при проведении плановой проверки.

При включении в планы проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в соответствии с пунктом 9 Положения о государственном земельном надзоре требуется указывать сведения об объектах земельных отношений, позволяющих их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения). Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам земельных отношений отнесены в том числе земельные участки и части земельных участков. При этом не во всех случаях сведения о земельных участках, а также о частях земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Участки, сведения о которых не внесены в ЕГРН, не имеют кадастрового номера и сведения о кадастровом номере не вносятся в план проведения плановых проверок, а указывается только адрес и (или) описание местоположения земельного участка.

5. При составлении планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления государственного геодезического надзора сложность вызывает отсутствие достоверных сведений о количестве субъектов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность и являющихся потенциальными субъектами проверок. Примерное количество организаций, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность на территории Российской Федерации, составляет более 15,0 тыс. ед., при этом, как правило, такие организации относятся к субъектам малого предпринимательства, в связи с этим в период "надзорных каникул" объем плановых мероприятий по надзору сводится к минимуму. Следующим фактором снижения результативности мероприятий по государственному геодезическому надзору является отсутствие информации о выполняемых или выполненных геодезических и картографических работах хозяйствующими субъектами, являющимися объектом проверки.

В целях решения изложенных проблем Росреестр предлагает для формирования реестра подконтрольных субъектов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность, использовать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, реестра субъектов среднего и малого предпринимательства, ЕГРН, единой информационной системы в сфере закупок, о заявителях государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственных фондов пространственных данных и других государственных информационных ресурсов. Для получения сведений о планируемых или выполняемых геодезических и картографических работах на подведомственной территории целесообразно наладить взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, являющимися потенциальными заказчиками работ в указанной сфере деятельности.