2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг со снижением к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30% и повышением уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85%

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг (%) <1>

основной

76%

(2016 год)

77%

78%

80%

85%

Количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (шт.)

основной

Не более 130 000

(2015) <2>

Не более 117 000

(-10%)

Не более 104 000

(-20%)

Не более 95 000

(-27%)

Не более 91 000

(-30%)

Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (%)

основной

23,4 (2015)

27

30

30

30

Результаты проекта

1. Создание и внедрение системы оценки качества жилищно-коммунальных услуг и формирование индекса обеспечит возможность оценки на территории субъекта Российской Федерации следующих основных параметров <3>:

- количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим многоквартирными домами;

- сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;

- объем привлеченных частных инвестиций, в том числе в рамках заключенных концессионных соглашений;

- удовлетворенность населения качеством управления многоквартирными домами;

- информированность населения об изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- уровень информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Оценка и формирование индекса качества жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться с обязательным участием граждан, экспертов, рейтинг будет публичен и доступен для всех заинтересованных лиц. Индекс будет призван стимулировать субъект Российской Федерации либо к улучшению состояния качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, либо к его поддержанию, если текущий рейтинг будет достаточным.

2. Пакет законодательных и регулятивных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет:

- стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,

- разработки и реализации мер по снятию институциональных и организационных ограничений по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения.

- разработки и реализации дополнительных мер, направленных на совершенствование системы расчетов за коммунальные услуги, исключающие недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации,

- "донастройки" тарифного законодательства, в том числе в части обеспечения сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности, устранения существующих противоречий в трактовке экономической обоснованности расходов, установления особенностей учета расходов в рамках холдинговых структур,

- передачи объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, в концессию с организацией последующего мониторинга заключения и исполнения заключенных концессионных соглашений,

- развития информационных ресурсов, аккумулирующих лучшие практики реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, информацию о потенциальных проектах и инвесторах (банкжкх, Биржа проектов, рейтинг концессионеров, реестр недобросовестных участников рынка),

- совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, реализуемых через механизм концессии в период с 2017 по 2020 годы, имея в виду необходимость создания инструментов, позволяющих охватить максимальное количество инвестиционных проектов, и оказание такой поддержки путем субсидирования процентной ставки, позволяющей, с одной стороны, увеличить охват инвестиционных проектов, реализующихся с использованием средств государственной поддержи, а, с другой стороны, снизить объем прямых бюджетных средств для финансирования указанных проектов.

- формирования "коробочного" тиражируемого кредитного продукта в целях массового привлечения в отрасль инвестиций;

- введения прозрачных механизмов управления коммунальной инфраструктурой, гарантирующих стабильность ресурсоснабжения потребителей.

- совершенствования механизмов проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений;

- устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере.

3. Совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами посредством определения минимального перечня сервисов, предоставление которые должно обеспечиваться в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (время реагирования (скорость рассмотрения) на обращение (жалобу) потребителя, наличие возможности подать обращение (жалобу) в режиме он-лайн, наличие в шаговой доступности офиса управляющей организации, наличие единой униформы сотрудников управляющей организации, требования к персоналу и другие).

4. Предоставление на территории всех субъектов Российской Федерации возможностей потребителям в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) направлять обращения в управляющие и ресурсоснабжающие организации, в контролирующие органы, передавать показания приборов учета, голосовать в режиме реального времени по вопросам управления домом, заключать договоры управления, договоры поставки коммунальных ресурсов, контролировать качество предоставляемых коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), выполняемых работ в многоквартирном доме

Описание модели функционирования результатов проекта

Обеспечение улучшения качества жилищно-коммунальных услуг:

1. Принят пакет законодательных и регулятивных мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а именно:

- стимулирующий субъекты Российской Федерации к установлению налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,

- снимающий институциональные и организационные ограничения по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,

- повышающий уровень платежной и финансовой дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе совершенствующий систему расчетов за коммунальные услуги, исключающую недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации,

- обеспечивающий "донастройку" тарифного законодательства в части сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной деятельности, устраняющий существующие противоречия в трактовке экономической обоснованности расходов, устанавливающий особенности учета расходов в рамках холдинговых структур;

- направленный на снижение аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов,

- повышающий уровень удовлетворенности граждан оказываемыми коммунальными услугами,

- ликвидирующий неэффективные унитарные предприятия, в управлении которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, и расширению возможностей для привлечения концессионеров для управления объектами коммунальной инфраструктуры,

- формирующий в виде концессионеров профессиональных и эффективных команд для управления объектами коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,

- улучшающий платежную и финансовую дисциплину в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

- более широко охватывающий государственной поддержкой инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,

- формирующий и создающий возможности тиражирования лучших практик реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, упрощения процесса поиска потенциальных инвестиционных проектов (для инвесторов) и инвесторов (для проектов),

- сокращающий причины и условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Создана система оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг и присвоен соответствующий индекс субъекту Российской Федерации, что:

- позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг на территории субъекта Российской Федерации;

- сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами и создадут основу для оценки эффективности их работы в этой сфере;

- позволит выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг положить в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных текущих проблем и востребованных гражданами, а также по повышению эффективности управления такими объектами,

- обеспечит распространение лучших практик в сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,

- создаст условия для дальнейшего развития конкуренции и повышения клиентоориентированности отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

--------------------------------

<1> Указывается нарастающим итогом по отношению к базовому значению.

<2> По данным Росстата количество аварий в 2015 году в сфере водоснабжения - 86 709, теплоснабжения - 5 794, водоотведения - 37 184.

<3> Набор параметров может быть уточнен в результате формирования методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг.