1. Обоснование проекта

В 2013 году по данным ВЦИОМ состояние ЖКХ названо проблемой N 1 в стране из-за высокого уровня износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, низкого уровня сервиса в отрасли, непрозрачных платежей, отсутствия реальных рычагов влияния со стороны собственников помещений в многоквартирных домах на недобросовестные управляющие организации и ряда других проблем, которые были исторически "накоплены" в отрасли, как минимум, за последние 20 лет.

Выявленные и подтверждаемые объективной ситуацией проблемы требовали принятия на всех уровнях власти решений, которые бы позволяли качественно и радикально изменить правила работы отрасли ЖКХ, "повернуть" ее лицом к потребителю и заставить слышать и учитывать его потребности.

В этой связи с 2014 по 2016 годы в отрасли произошли значительные изменения.

В частности, на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, создающая благоприятные условия для работы частного инвестора в сфере ЖКХ, которая, с одной стороны, гарантирует инвестору возврат вкладываемых инвестиций и возможность осуществления долгосрочного планирования своей деятельности за счет введения долгосрочного тарифного регулирования, а с другой стороны, гарантирует потребителю получение надежных и качественных услуг по доступной цене, поскольку в основу оценки деятельности концессионера заложено достижение им конкретных целевых показателей надежности и эффективности, а устанавливаемый ему тариф ограничен предельным индексом размера платы гражданина за коммунальные услуги. Субъект Российской Федерации стал стороной концессионного соглашения, что повышает ответственность власти за принимаемые тарифные решения и обеспечивает инвестору дополнительные условия стабильности его работы на территории.

В целях оказания методической и организационной поддержки, повышения информированности инвесторов об условиях работы в сфере ЖКХ при Минстрое России создан Центр ГЧП, в работу запущен информационный портал о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ (банкжкх.рф).

В 2016 году впервые была запущена система оказания государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации коммунальной инфраструктуры в "малых городах".

В 2015 году объем привлеченных инвестиций в отрасль ЖКХ составил порядка 183 млрд. рублей.

По итогам 2016 года было заключено 1477 концессионных соглашений, из них только за 2016 год заключены 580 концессионных соглашений, за 2015 год - 271 концессионное соглашение, за 2014 год - 112 концессионных соглашений. Более чем по 190 концессионным конкурсам на сегодняшний день открыт прием заявок на участие.

Объем инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2016 году, составляет порядка 67,6 млрд руб. (из них 62,4 млрд руб. средства концессионеров).

По состоянию на 1 января 2017 г., общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренных в рамках действующих концессионных соглашений, составляет 196,2 млрд. руб. (из них 183,4 млрд. руб. - средства концессионеров).

Первые результаты оценки действующих концессий показывают рост эффективности коммунальных предприятий: в теплоснабжении снижена аварийность на 47%, потери - на 18%; в водоснабжении аварийность снижена на 21%, потери на 14%. Можно говорить об улучшении качества жизни для 3,4 млн. россиян.

Результат преобразований, проведенных в отрасли, был оценен населением - по данным исследовательского холдинга Ромир, в июле 2016 года 71% россиян сообщили о том, что удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг.

При этом коммунальная инфраструктура Российской Федерации как одна из самых масштабных в России обуславливает необходимость активного продолжения реализации задачи по ее модернизации во всех регионах страны наряду с реализацией потенциала повышения энергоэффективности отрасли, который, по экспертным оценкам, достигает 40%.

Справочно:

Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются почти 145 млн. человек (без учета промышленного сектора), т.е. вся страна, а протяженность сетей водоснабжения составляет 574 тыс. км, что в 1,5 раза превышает расстояние от Земли до Луны, сетей водоотведения составляет 192 тыс. км - оборот вокруг Земли 5 раз, протяженность сетей теплоснабжения равна 171 тыс. км, что в 2 раза больше протяженности железных дорог в России.

По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоотведения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу обращения с отходами).

Ежегодно за счет роста объемов жилищного строительства возрастает нагрузка на коммунальную инфраструктуру, одновременно растут требования потребителей к качеству коммунальных услуг - бесперебойности подачи ресурсов, скорости устранения аварий, соответствию ресурсов требованиям качества.

Таким образом, для продолжения реформирования и качественного преобразования жилищно-коммунальной сферы необходимо обеспечить дальнейшую модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и приведение их в соответствие запросам современного города.

Существенные преобразования были осуществлены и в жилищной сфере.

В частности, в целях повышения качества оказания жилищных услуг кардинально были изменены подходы к регулированию рынка оказания таких услуг, который сделали профессиональным путем введения с 1 мая 2015 г. лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Потребитель получил не только понятный способ смены управляющей организации в тех случаях, когда она ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, но защиту от выставления "двойных квитанций" и более эффективную и оперативную защиту от нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора (проверки управляющих организаций по жалобам граждан проводятся внепланово и без дополнительных согласований). На первом этапе лицензирование не смогли пройти порядка 13% управляющих организаций.

Вместе с тем, работа по "наведению порядка" на рынке управления жильем должна быть продолжена. Необходимо обеспечить получение всеми потребителями набора современных унифицированных сервисов, которые сделают его проживание в доме удобным и комфортным, в том числе обеспечат оперативное устранение выявляемых нарушений по дому.