Порт Ванино

Морской порт Ванино расположен на северо-западном материковом берегу Татарского пролива в естественной глубоководной бухте Ванино. В порту круглогодичная навигация.

Порт Ванино обслуживают четыре железнодорожные станции: Токи, Ванино-порт, станция Южная и станция Сов-Гавань-Сортировочная, которые находятся рядом с портом.

ОАО "Ванинский морской торговый порт" - самая крупная стивидорная компания в порту. Инфраструктуру компании составляют 14 причалов и один пирс. Глубины у причалов и оборудование порта позволяют принимать суда дедвейтом до 45 тыс. тонн. Пропускная способность универсальных причалов составляет 4 млн. тонн, паромного комплекса - 5 млн. тонн.

Федеральной целевой программой (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предусмотрено развитие порта Ванино путем реализации следующих инвестиционных проектов:

строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перегрузки угля и железорудного концентрата в бухте Мучке. Инвестор - ООО "Сахатранс". Сроки реализации Проекта - 2012 - 2016 гг. Планируемая мощность комплекса составит 22 - 24 млн. тонн в угля в год. В настоящее время осуществляется проектирование комплекса.

строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса (СУПК) в бухте Мучке. Инвестор - ООО "Порт "Мечел - Ванино". Сроки реализации Проекта - 2012 - 2025 гг. Планируемая мощность комплекса составит 25 млн. тонн в год. В настоящее время осуществляется проектирование комплекса.

реконструкцию причала N 5, 6 и пирса 1 в морском порту Ванино планируется осуществить в 2015 году. В результате осуществления реконструкции планируется увеличение грузооборота на 1,5 млн. тонн. В настоящее время осуществляются землеустроительные работы.

Развитие перевалочных мощностей ОАО "Дальтрансуголь" (строительство терминала по перевалке угля). Сроки реализации Проекта - 2012 - 2017 гг. Планируемая мощность терминала увеличится на 8 млн. тонн и составит 22 млн. тонн угля год.

В 2013 г. грузооборот порта Ванино составил 23,8 млн. тонн.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1185 "О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны" на базе морского порта Советская Гавань создается соответствующая портовая особая экономическая зона. К настоящему времени заключено трехстороннее соглашение о создании ПОЭЗ, утверждена Концепция создания и развития ПОЭЗ, утвержден комплекс мероприятий, определены границы и площадки для создания зоны, проведены инвентаризационные мероприятия, земельные участки переданы в управление Минэкономразвития России, ведется разработка проекта планировки территории. Проект уже вступил в практическую фазу реализации, определился ряд потенциальных резидентов. Планируемый грузооборот ПОЭЗ, согласно заявленным планам инвесторов, к 2020 году может составить порядка 25,0 млн. тонн в год.

За счет наличия условий для эффективной работы будет обеспечен значительный рост портовых мощностей и грузооборота. Кроме того, это даст возможность организовать здесь строительство не только новых причалов, но и промышленных объектов по переработке сырья, выпуску готовой продукции и полуфабрикатов, будут обеспечены более выгодные условия для работы и занятий бизнесом, привлечения дополнительных инвестиций и юридическую защиту. Несомненно, наряду с реализацией других проектов это положительно отразится на укреплении региональной экономики и сформирует прочную основу для развития производительных сил Дальнего Востока России.

В настоящее время одной из приоритетных задач развития транспортно-промышленного комплекса Хабаровского края является развитие Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, которое неразрывно связано с реконструкцией и увеличением загрузки Байкало-Амурской магистрали, дальнейшим развитием портовых мощностей и припортовой инфраструктуры. Порты Ванино и Советская Гавань расположены на материке в центральной части Татарского пролива, куда выходят все морские и сухопутные транспортные пути региона. Порты имеют выход по железной дороге на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а по строящейся автомобильной дороге Лидога - Ванино - на единую сеть автомобильных дорог России. Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел наряду со сложившимися транспортными связями имеет прекрасные природно-географические условия и обширные свободные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры.

С учетом реализации заявленных инвестиционных проектов и планов по развитию ПОЭЗ объем перевалки грузов через данный порт может составить:

к 2015 г. - 46,5 млн. тонн в год;

к 2020 г. - 55,3 млн. тонн в год;

к 2030 г. - 68,7 млн. тонн в год.