5.9. Оценка и определение эффективности добровольного труда в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением
5.9.1. Эффективность добровольного труда определяется в области социального и экономического эффекта. Эффективность добровольного труда целесообразно определять экспертной комиссией, состав которой утверждается приказом или иным нормативным актом учреждения. Ответственность за организацию мероприятий по определению эффективности добровольного труда в учреждении возлагается на координатора добровольцев.
5.9.2. Для более детального анализа и оценки результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами за определенный период (квартал, полугодие, год) возможны четыре основных вида оценки результативности в области добровольчества:
количественная оценка (внутренняя оценка по количественным показателям);
экономическая/финансовая оценка (внутренняя и внешняя оценка по финансовым показателям);
оценка обществом (внешняя оценка заинтересованных лиц и организаций);
оценка социальных изменений (внутренняя и внешняя оценка, оценка специалистов).
А. При количественной оценке результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении применяются следующие показатели:
количество человеко-часов, отработанных добровольцами;
количество социальных услуг, оказанных добровольцами;
количество клиентов, которым добровольцы оказали помощь и социальные услуги;
объемы помощи, которая оказана добровольцами клиентам учреждения;
условная стоимость услуг или работ, осуществленных добровольцами;
количество проведенных добровольческих акций, мероприятий;
количество/объем ресурсов, привлеченных добровольцами для оказания помощи клиентам учреждения и для организации добровольной работы;
количество добровольцев, которых привлекли к работе в учреждении сами добровольцы.
Б. При количественной оценке работы учреждения с добровольцами применяются следующие показатели:
количество добровольцев, привлеченных для работы в учреждение;
количество нормативных услуг, в предоставлении которых участвовали добровольцы;
количество дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением через добровольцев;
количество клиентов учреждения, которым добровольцы оказали помощь и предоставили социальные услуги;
условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами;
количество соглашений, оформленных с добровольцами;
количество свободных мест для работы добровольцев (выявленных и утвержденных добровольческих вакансий);
количество добровольцев, которые прекратили отношения с учреждением;
количество добровольцев, прошедших по инициативе учреждения специальную подготовку и обучение;
количество добровольцев, действующих в качестве координаторов, тренеров, наставников;
количество добровольцев, работающих на постоянной основе;
количество добровольцев, работающих на временной и разовой основе (по принципу вызова/приглашения);
количество добровольческих акций и программ, организованных учреждением;
количество добровольцев, получивших поощрения и награждения за добровольный труд;
количество публикаций в СМИ о работе добровольцев, размещенных учреждением;
количество предложений и инициатив добровольцев, реализованных учреждением;
количество специальных мероприятий, проведенных в учреждении для добровольцев.
Экономическая/финансовая оценка.
Результаты финансовой оценки рекомендуется формировать учреждением в форме специальных финансовых отчетов разной степени детализации, в которых целесообразно использовать следующие показатели:
А. Деятельность учреждения в части ресурсного обеспечения работы добровольцев:
общее количество привлеченных/израсходованных учреждением финансовых средств для обеспечения работы добровольцев;
общий объем привлеченных/израсходованных учреждением материальных ресурсов в натуральном выражении для обеспечения работы добровольцев;
структура источников привлечения финансовых и материальных средств учреждения для обеспечения работы добровольцев;
структура расходов учреждения на обеспечение работы добровольцев по направлениям деятельности;
структура административных расходов учреждения по организации добровольного труда граждан.
Б. Добровольческая деятельность и добровольный труд граждан в учреждении:
условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами в финансовом выражении;
условная стоимость материальных ресурсов, услуг сторонних организаций, привлеченных добровольцами для оказания помощи клиентам учреждения и организации добровольной работы в финансовом выражении;
общий объем внебюджетных финансовых средств, привлеченных добровольцами для деятельности учреждения в интересах его клиентов.
Наиболее простым способом определения экономической эффективности является сравнение затрат учреждения на организацию добровольной работы и условной стоимости работ, выполненных добровольцами.
В отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках, данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и необязательно должны быть доступны широкой общественности.
При оценке используются следующие показатели:
наличие статей и публикаций, в т.ч. публичных отчетов, о добровольческой деятельности и добровольной работе граждан в учреждении;
прозрачность экономических основ организации добровольческой деятельности и поддержки добровольческих инициатив;
наличие совместных программ и факты практического сотрудничества учреждения с негосударственными организациями;
участие учреждения в региональных, межрегиональных, национальных акциях, мероприятиях, форумах, конференциях в области добровольчества;
получение учреждением государственной поддержки добровольческих инициатив;
наличие спонсорской или попечительской поддержки добровольческих инициатив;
известность добровольческих программ учреждения среди населения;
получение учреждением дипломов, наград и других поощрений за организацию добровольного труда граждан в социальной сфере.
Внешняя оценка эффективности учреждения в области добровольчества концентрируется на оценке организационной структуры, существующей в организации для менеджмента добровольческих программ, социальной и экономической эффективности добровольного труда. Полезно, если ее производят лица, которые не работают в организации и, таким образом, независимы и объективны.
Комбинация различных методов делает оценку более правдивой. При этом важно, чтобы результаты оценки были представлены всем сотрудникам и клиентам, спонсорам, попечителям учреждения и общественности в наглядной форме.
5.9.3. Оценка эффективности менеджмента добровольческих программ происходит внутри учреждения - внутренняя оценка. Она производится, главным образом, координатором и обсуждается с персоналом и руководством учреждения. При этом анализируются количественные показатели, и проводится качественный анализ, при котором оцениваются достижения учреждения в связи с работой добровольцев, изменения, произошедшие в качестве жизни клиентов, личное развитие добровольцев, рост их квалификации и ответственности, коммуникации и деловые связи между штатными сотрудниками и добровольцами учреждения.
5.9.4. Общая оценка эффективности учреждения в области добровольчества может быть внутренней и внешней. Она подразумевает, во-первых, определение степени участия добровольцев в процессе его деятельности, выявление проблем и конфликтных ситуаций, нахождение способов реагирования на них, способов их решения и способов профилактики. Во-вторых, в ходе оценки анализируется, как работа добровольцев, так и работа с добровольцами в учреждении в лице координатора и других лиц, ответственных за организацию добровольной работы в учреждении.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей