Письмо Минтруда России от 13.01.2017 N 12-3/10/В-181 <О применении положений постановления Правительства РФ от 19.11.2016 N 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927">
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проанализированы наиболее часто встречающиеся вопросы о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927" (далее - постановление N 1221).
Анализ информации показал, что наиболее часто встречаются вопросы распространения действия постановления N 1221 на отчеты опекунов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного, предоставляемые опекунами в органы опеки и попечительства, за 2016 год (далее соответственно - отчеты опекунов, органы опеки), какие расходы, включаемые в отчет опекунов, понимаются под "прочими расходами", об отмене для родителей необходимости предоставления отчетов в органы опеки.
По вопросу о распространении действия постановления N 1221 на отчеты опекунов за 2016 год сообщается. Данное постановление вступило в силу 1 декабря 2016 года и, соответственно, его действие распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением отчетов опекунов, начиная с отчетов за 2016 год.
По вопросу отмены для родителей, являющихся опекунами своих совершеннолетних недееспособных детей, необходимости предоставления отчетов опекунов сообщается.
Обязанность опекунов предоставлять отчеты в органы опеки установлена положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2017 N 495-ФЗ) установлены случаи, когда опекун вправе не включать в отчет сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.
В соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.
С учетом изложенного, реализация указанного положения Федерального закона N 48-ФЗ осуществляется в целях защиты прав совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Вместе с тем, постановлением N 1221 исключена необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, что упрощает для опекунов составление ежегодных отчетов.
Кроме того, в обращениях встречаются вопросы о сложностях в предоставлении опекунами справок, подтверждающих размер пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних недееспособных. По данному вопросу сообщаем, что в отношении опекунов, являющихся родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, детьми и внуками, постановлением N 1221 исключена необходимость представления информации о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных. Таким образом, предоставление указанных справок не требуется.
По вопросу о расходах, включенных в категорию "прочих расходов", в отчетах, предоставляемых опекунами, сообщается, что данный вид расходов был предусмотрен в составе отчетов опекунов и до принятия постановления N 1221. В связи с чем, указанным постановлением подходы к предоставлению отчетов в этой части не изменены. В категории "прочие расходы" указываются сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Кроме того, поступают обращения от опекунов, которые не могут оставить без присмотра своих подопечных одних дома по состоянию их здоровья для подачи в орган опеки отчетов. В связи с этим просим рассмотреть вопрос о возможности оказания содействия таким опекунам в предоставлении отчетов в орган опеки.
Наряду с этим, стоит отметить, что действующее нормативное правовое регулирование вопросов опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан не содержит положений, ограничивающих способ представления отчетов в орган опеки. Таким образом, опекуны могут представлять отчеты в органы опеки как лично, так и посредством почтового отправления.
В связи с поступающими обращениями просим организовать работу по информированию опекунов об изменениях в нормативном правовом регулировании в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе о порядке составления и представления отчетов в органы опеки.
Одновременно обращаем внимание, что ответы на приведенные вопросы являются мнением сотрудников Минтруда России и не носят нормативный правовой характер.
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей