<Письмо> ФАС России от 10.06.2016 N АГ/39684/16 "О разъяснении законодательства"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 июня 2016 г. N АГ/39684/16

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела запрос о разъяснении возможности применения антимонопольного законодательства и сообщает следующее.

Из запроса, а также решения Амурского УФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2014 N 02-3941/1653-7 не ясно, в отношении каких конкретно действий собственников подан запрос и принято решение антимонопольного органа, в связи с чем разъяснить возможность применения антимонопольного законодательства не представляется возможным.

Вместе с тем при рассмотрении заявлений о создании препятствий доступу оператора связи в многоквартирный дом антимонопольный орган должен принимать во внимание наличие/отсутствие полномочий по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома организации, действия (бездействие) которой обжалуются.

Таким образом, при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства необходимо выявить, что организация, действия которой обжалуются, обладает полномочиями по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома. Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) такими полномочиями обладает в силу части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с чем отдельного решения собственников о наделении ТСЖ указанными полномочиями не требуется.

Как определено частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Из указанного положения не следует, что ТСЖ не может осуществлять деятельность, направленную на получение дохода.

При этом, как установлено статьей 152 ЖК РФ, для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества.

Таким образом, ТСЖ является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, которая может приносить доход, если иное не предусмотрено уставом ТСЖ.

На основании изложенного, по мнению ФАС России, ТСЖ следует рассматривать как хозяйствующий субъект по смыслу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Следовательно, действия ТСЖ по отказу в доступе оператора связи к общему имуществу многоквартирного жилого дома могут быть рассмотрены на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

А.Н.ГОЛОМОЛЗИН