1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-652-99, утвержденных МПС России 24 февраля 1999 г., других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении машинистами специального самоходного подвижного состава (ССПС) или водителями (далее - водителями) специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу (далее - ССПС КХ) работ, связанных с его управлением, содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием.
1.2. Руководители структурных подразделений обязаны разработать Инструкции по охране труда на каждую ССПС КХ с учетом требований:
руководства по эксплуатации, с учетом особенностей данной модели ССПС КХ;
местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования ССПС КХ, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.).
1.3. К самостоятельной работе по управлению и техническому обслуживанию ССПС КХ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие водительские права на право управления базовым автотранспортным средством, а также свидетельство на право управления ССПС и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей, прошедшие в установленном порядке:
КонсультантПлюс: примечание.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.12.2015 N 2924р утверждены Типовые правила прохождения работниками ОАО "РЖД" медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования и психофизиологического обследования (в рабочее и нерабочее время) и возмещения работникам ОАО "РЖД" расходов, связанных с их прохождением.
медицинское освидетельствование;
вводный инструктаж по охране труда;
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
инструктаж по пожарной безопасности;
профессиональное обучение и стажировку и проработавшие в качестве действующего помощника водителя не менее 6 месяцев и имеющие заключение машиниста-инструктора об обкатке на обслуживаемом участке пути;
проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности в объеме, установленном для данной профессии и требованиями настоящей инструкции.
Дополнительно необходимо иметь удостоверение на право управления грузоподъемным краном, краном-манипулятором, монтажной площадкой и другим специализированным оборудованием, установленным на ССПС и управляемым водителем.
1.4. Не позднее одного месяца после приема на работу водитель ССПС КХ должен пройти обучение методам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.5. В процессе работы водитель должен проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда в установленные сроки, периодические медицинские осмотры и проверку знаний по электробезопасности, охране труда и промышленной безопасности.
1.6. Водитель должен пройти обучение и проверку знаний (в объеме своих обязанностей) следующих нормативных документов:
Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте;
Правил дорожного движения Российской Федерации;
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожных дорогах Российской Федерации;
Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений;
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей;
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения".
Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин);
Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) и кранов-манипуляторов;
Правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации;
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки, железных дорог ОАО "РЖД";
Правил пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта;
Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;
должностных инструкций и других документов, устанавливающих их обязанности, а также правил и инструкций по охране труда.
1.7. В процессе работы водитель должен проходить:
повторные инструктажи по охране труда - не реже одного раза в три месяца;
повторный инструктаж по пожарной безопасности не реже двух раз в год;
внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;
обучение оказанию первой помощи пострадавшим - не реже одного раза в год;
проверку знаний по электробезопасности, требований нормативных документов (в объеме своих обязанностей) и периодические медицинские осмотры в установленные сроки.
требования настоящей Инструкции;
назначение, устройство и принцип действия ССПС КХ, его механизмов и оборудования, электрических машин и аппаратов, а также механического, гидравлического, пневматического оборудования, правила их эксплуатации и ремонта;
руководство по эксплуатации ССПС КХ, перечень и безопасные способы работы при его техническом обслуживании;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;
правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, подъемников (монтажных площадок) для ССПС КХ, оснащенных этим оборудованием;
правила оказания первой помощи пострадавшим;
место расположения аптечки с перевязочными материалами;
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
типы и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения;
правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ;
порядок применения средств индивидуальной защиты.
1.9. При нахождении на железнодорожных путях водителю следует соблюдать следующие требования безопасности:
проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны, или другое транспортное средство);
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и в отсутствии на междупутье посторонних предметов, которые мешают сходу. При подъеме на переходную площадку и при сходе с нее следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. В темное время суток место схода необходимо освещать фонарем;
проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;
обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
наступать на концы железобетонных шпал;
подниматься в вагон, ССПС КХ, мотовоз, автомотрису и на другой подвижной состав и сходить с него во время движения;
переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом и подвижным составом;
пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;
находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;
находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.
1.10. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции) следует соблюдать следующие требования безопасности:
переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам, тоннелям, пешеходным настилам, переездам, путепроводам;
соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
следить за передвижением локомотивов, специального самоходного подвижного состава, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и других транспортных средств;
выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава;
после выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте;
оказавшись на пути следования поезда, должны сходить с пути заблаговременно до его приближения (в том числе и по соседнему пути), но не ближе чем за 400 м от поезда на расстояние от крайнего рельса не менее:
- при установленной скорости до 140 км/ч включительно - 2 м;
- при скорости более 140 км/ч - на расстояние 5 м;
сходить с пути при приближении высокоскоростного поезда (в том числе и по соседнему пути) нужно не менее чем за 10 минут до прохода его по расписанию;
при пропуске подвижного состава следует следить за состоянием проходящего состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;
после прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд или другая подвижная единица.
Перед проходом по железнодорожному мосту или по тоннелю водителю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
На мостах можно пройти только по исправным тротуарам или настилам моста.
Запрещается стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда.
1.11. Водителю при работе на электрифицированных участках железных дорог запрещается:
касаться металлических и железобетонных опор контактной сети, анкерных оттяжек опор и корпусов шкафов с электрооборудованием;
приближаться ближе двух метров к токоведущим частям или к изоляторам либо работать в этой зоне какими-либо длинными предметами и приспособлениями;
приближаться к оборванным и лежащим на земле или деревьях проводам контактной сети и линий электропередач на расстояние ближе 8 м, а также допускать к ним посторонних лиц.
Следует считать эти провода находящимися под напряжением, а оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, необходимо выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
Водитель должен принять все необходимые меры к ограждению опасного места и передачи информации об обрыве провода дежурному по станции или дежурному энергодиспетчеру по парковой связи громкоговорящего оповещения, по радиосвязи, по телефону, через работников станции и т.п.
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
выполнять работу, только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, инвентарь, материалы, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
соблюдать правила дорожного движения (ПДД), инструкции по эксплуатации ССПС КХ и выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, подаваемых другим автомобильным транспортом;
при движении по рельсовой колее (ССПС КХ является специальной самоходной подвижной единицей) выполнять обязанности машиниста, руководствуясь нормативными документами, действующими на железных дорогах России;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, машинистами другого специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;
соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
допускать пребывание на транспортном средстве посторонних лиц;
управлять ССПС КХ, находясь в состоянии алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии;
приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе без получения от руководителя инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытания;
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;
наступать на электрические провода и кабели;
работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками.
1.14. Во время работы на водителя могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов и инструмента;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);
токсические, раздражающие и сенсибилизирующие вещества, проникновение которых может происходить через органы дыхания, зрения и кожные покровы;
физические и нервно-психические перегрузки.
1.15. Режимы труда и отдыха водителя должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.
Для водителя устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц и непрерывной продолжительностью работы не более 12 часов.
Отдых между сменами не менее 12 часов.
1.16. Водитель должен обеспечиваться следующими специальными одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты (в соответствии с установленными нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н):
костюм "Механизатор-Л" или комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
перчатки с полимерным покрытием;
ботинки юфтевые на полиуретановой подошве;
жилет сигнальный 2 класса защиты.
костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом;
рукавицы утепленные или перчатки утепленные.
б) Водителю ССПС КХ, работающего на этилированном бензине, на время работы на линии выдаются дополнительно:
фартук из прорезиненной ткани;
перчатки резиновые или из полимерных материалов;
нарукавники из полимерных материалов.
Водитель должен пройти инструктаж по правилам пользования и способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также тренировку навыков их применения и в дальнейшем такой инструктаж с тренировкой проводится не реже 1 раза в три месяца при проведении повторного инструктажа по охране труда.
Личная одежда должна храниться отдельно от специальной одежды и специальной обуви.
Средства индивидуальной защиты водителя, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия.
1.17. При выполнении работ в зоне движения поездов, на проезжей части автодороги, при нахождении на железнодорожных путях, станции и перегоне водитель должен быть одет в сигнальный жилет со световозвращающими полосами второго класса защиты.
1.18. Водитель, подвергающийся воздействию сверхнормативных уровней шума, должен использовать средства индивидуальной защиты органов слуха (наушники, вкладыши).
1.19. В районах распространения гнуса, комаров, мошки, клещей водитель должен пользоваться защитными средствами против их укусов - репеллентами и противомоскитными сетками.
1.20. Водитель должен выполнять правила личной гигиены:
тщательно мыть руки перед приемом пищи, после работ, связанных с вредными веществами;
хранить продукты в таре, предназначенной для хранения пищевых продуктов и принимать пищу только в оборудованных для этого местах (вагоны сопровождения, стационарные и полевые столовые).
1.21. Водитель должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
курить только в установленных и приспособленных для этого местах;
не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, подвижному составу, путевым ССПС, легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и аккумуляторным батареям;
не применять электронагревательные приборы в неустановленных местах и несертифицированного производства;
не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;
следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо и масло;
следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, а места соединения проводов надежно изолированы и закреплены;
не использовать открытый огонь для разогрева топлива и масла в баках;
не хранить на ССПС КХ в неустановленных местах спецодежду, горючие и обтирочные материалы.
Лицом, ответственным за организацию тушения пожара, является водитель, который обязан знать пожароопасные места на ССПС КХ, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
На ССПС КХ должны быть следующие противопожарные средства: огнетушители порошковые или углекислотные - 2 шт., лопата, лом, топор, ведро.
держать открытыми топливный бак, производить заправку и очистку топливного бака при работающем двигателе;
очищать горючими жидкостями кузов, детали и агрегаты;
допускать скопление грязи и ветоши, пропитанной горючими веществами;
оставлять временные и свободно висящие провода;
пользоваться плавкими вставками с завышенными от номинального значения токовыми показателями или жучками;
перевозить горюче-смазочные материалы.
1.22. При получении травмы или при заболевании водитель должен прекратить работу, передать управление обученному работнику, поставить в известность руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
В случае получения травмы другим работником водитель должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, при необходимости организовать его доставку в медицинское учреждение и немедленно сообщить о несчастном случае диспетчеру и руководителю.
1.23. Водитель несет ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".
1.24. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ, сигналистов или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ), водитель имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(п. 1.24 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875