5.2.4 Передача и обмен информацией

5.2.4.1 Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:

а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;

б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.6]

Первая основная цель общения и передачи информации - достижение единства взглядов всех работников на охрану труда, создание и поддержание коллективистского духа взаимоотношений между работодателем и работниками, совместными усилиями которых решаются не только производственные задачи, но и задачи по эффективному функционированию СУОТ.

Важную символическую роль в информационном взаимодействии играет явная приверженность делу охраны труда высших руководителей организации.

Ставя перед работниками задачи по выполнению требований охраны труда, руководителям следует формулировать их таким образом, чтобы найти общие интересы с простыми работниками. Желательно предварительно провести с ними работу в рамках "консультаций с работниками" для выработки общего понимания стоящих перед ними проблем.

Необходимо поддерживать личные контакты (диалоги между руководителями, работниками и их представителями) и проводить частые короткие встречи между заинтересованными сторонами, учитывая, что соответствие поведения руководства его заявлениям (отсутствие противоречий между словом и делом) благоприятно сказывается на адекватном усвоении информации.

Вторая цель общения и передачи информации - исключительно информационная. Для ее достижения в рамках информационного обеспечения системы корпоративного управления охраной труда решаются три основные задачи:

- получение организацией "внешней" информации ("извне" и "сверху"), обмен информацией и передача "вовне" отчетной либо имиджевой информации;

- получение отчетной информации из подразделений организации, обмен информацией с ними и передача "вниз" руководящих либо информационных материалов;

- анализ поступающей "входящей" информации и подготовка "исходящей" информации.

Информационные потоки по охране труда организуются в рамках общего порядка (в том числе по документообороту) у данного работодателя и осуществляются в соответствии с этим уже установленным порядком с учетом специфики работы по охране труда.

Регулярное рассмотрение состояния условий труда на рабочих местах, функционирования системы корпоративного управления охраной труда на собраниях работников трудовых коллективов (смен, бригад, участков, цехов, других подразделений), на совещаниях руководителей и специалистов подразделений и организации в целом, включая совет директоров, является одной из форм участия работников в управлении охраной труда и входит в информационное обеспечение функционирования системы корпоративного управления охраной труда.

Эффективная организация работ по охране труда немыслима без внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда - перед руководством организации, руководства организации - перед собственником (учредителем), а также государственными органами в установленном национальным законодательством порядке.

Структурные (функциональные) подразделения отчитываются (предоставляют информацию):

а) периодически в установленные в организации сроки:

1) о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;

2) о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;

3) о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;

4) об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;

5) о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;

6) о количестве рабочих мест, на которых осуществлен мониторинг условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда и т.п.);

7) о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;

8) о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда;

9) и другое;

б) немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:

1) о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;

2) о происшедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин;

3) о случаях производственного травматизма, острых профессиональных заболеваниях с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер.

Служба охраны труда отчитывается (предоставляет информацию) перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например, советом директоров) по мере необходимости, но, как правило, не реже чем один раз в год.

Организация-работодатель отчитывается (предоставляет информацию) перед органами государственной власти в сроки и по формам, установленным этими органами.