4.2. Действия машинистов при возникновении аварии или аварийной ситуации
прекратить работу в случае возникновения угрозы (жизни и здоровью) себе и людям;
сообщить о случившемся руководителю работ, машинисту ТЭС или поездному диспетчеру или дежурному по станции, далее выполнять их указания;
принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации с целью предупреждения несчастных случаев;
принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся медицинскую аптечку и подручные средства.
4.2.1. Действия при обнаружении задымления в машине или открытого огня.
Машинист прицепной машины должен:
сообщить машинисту ТЭС и руководителю работ о возгорании;
при возможности произвести расцепку прицепной машины от ТЭС.
Машинист самоходной машины должен:
остановить машину в случае следования по перегону или при производстве путевых работ. Исключается остановка в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, препятствующих эвакуации людей и затрудняющих тушение пожара;
подать сигнал пожарной тревоги (серия из одного длинного и двух коротких) одновременно с остановкой машины;
сообщить диспетчерам и руководителю работ (одновременно с остановкой машины и подачей сигнала) для вызова подразделений пожарной охраны, указав место остановки (километр, пикет, путь);
привести в действие автоматическую установку пожаротушения (при необходимости);
произвести остановку дизельного двигателя (при его работе).
После этого машинисты всех типов машин должны:
принять меры к эвакуации машинистов из опасной зоны;
покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью, надев, в случае необходимости, СПИ-20 или ГДЗК;
зафиксировать машину ручным тормозом и башмаками;
закрыть двери и окна перед тушением пожара;
по возможности приступить к тушению пожара, пользуясь первичными средствами пожаротушения, в соответствии с инструкцией о мерах пожарной безопасности. После прибытия на место происшествия подразделений пожарной охраны руководствоваться указаниями командного состава этого подразделения.
При тушении горящих предметов необходимо соблюдать следующие требования:
до получения указания о снятии напряжения с контактной сети и ее заземлении запрещается приближение к контактному проводу на расстояние ближе 2 метров;
тушение горящих предметов до снятия напряжения с контактной сети и ее заземления допускается только хладоновыми огнетушителями, углекислотными, оснащенными диффузором из полимерных материалов, а также воздушно-эмульсионными с тонкораспыленной струей;
тушение твердых веществ и материалов, не находящихся под напряжением, допускается водными, воздушно-эмульсионными, воздушно-пенными и порошковыми огнетушителями;
тушение горючих жидкостей допускается воздушно-эмульсионными, воздушно-пенными, порошковыми и хладоновыми огнетушителями;
тушение газов допускается только порошковыми огнетушителями;
тушение предметов, находящихся под напряжением до 1000 В, углекислотными, хладоновыми, порошковыми огнетушителями, а также воздушно-эмульсионными с тонкораспыленной струей. Углекислотный огнетушитель, оснащенный раструбом из металла, не должен использоваться для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением.
Запрещается держаться за раструб углекислотного огнетушителя во время тушения (опасность отморожения рук).
4.2.2. Машинисты в случае обрыва цепи или ленты конвейера должны:
нажать кнопку экстренной остановки конвейера;
сообщить о случившемся начальнику машины и машинисту ТЭС;
принять меры к временному закреплению цепи для обеспечения возможности транспортировки машины.
4.2.3. При саморасцепе машины от ТЭС начальник машины должен сообщить машинисту ТЭС и руководителю работ, далее следовать указаниям руководителя.
4.2.4. Машинист при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ а также свисающих с них посторонних предметов, обязан:
сообщить о случившемся другим работникам, руководителю работ и машинисту ТЭС;
оградить любыми подручными средствами и принять меры к недопущению приближения людей к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м;
оградить это место, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят за габарит приближения строений железнодорожного пути и могут быть задеты при проходе машины.
Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.
4.2.5. При сходе с рельсов подвижного состава и при устранении других аварийных последствий на месте аварии:
сообщить о сходе по радиостанции руководителю работ, идущим вслед подвижным составам и поездному диспетчеру или дежурному по станции;
сообщить место схода (километр, путь, пикет);
сообщить о наличии пострадавших;
сообщить о расположении, степени повреждения машины;
сообщить о наличии габарита по соседнему пути;
сообщить о состоянии контактной сети, ВЛ;
охарактеризовать место схода (откос, болотистая местность и т.д.);
не допускать к месту схода посторонних лиц;
оградить место схода согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;
при обнаружении неприятного запаха от разлива или запыленности от рассыпания неизвестных, предположительно опасных или вредных веществ из подвижного состава, обойти данное место так, чтобы ветер не нес на работников пары или частицы этих веществ;
разведение открытого огня и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.
4.2.6. Если на железнодорожном пути, который входит в маршрут движения машины, находится человек или автотранспортное средство машинисты обязаны:
подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;
применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения (человек не реагирует на подаваемые звуковые сигналы, автотранспортное средство не покидает опасную зону).
4.2.7. В случае столкновения с автотранспортным средством начальник машины обязан:
сообщить о причинах остановки по радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;
сообщить после осмотра места происшествия о наличии пострадавших, необходимости вызова скорой помощи, наличии габарита соседнего пути;
осмотреть подвижной состав и по возможности устранить неисправности, а при невозможности устранения сообщить об этом дежурному по станции или поездному диспетчеру;
затребовать при невозможности дальнейшего следования вспомогательный локомотив или восстановительный поезд (если в этом есть необходимость);
согласовать с дежурным по станции или поездным диспетчером порядок дальнейших действий в случае, если имеются пострадавшие, жертвы или нарушен габарит подвижного состава.
4.2.8. При наезде на человека начальник машины обязан:
сообщить о причинах остановки по радиосвязи поездному диспетчеру, дежурному по станции и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;
направить на место происшествия машиниста который обязан определить состояние пострадавшего и в случае, если пострадавший жив, оказать первую помощь, а в случае смертельного исхода, тело пострадавшего вынести за габарит подвижного состава и доложить начальнику машины о принятых мерах;
после получения информации от помощника о положении на месте происшествия, дальнейшие действия согласовать с дежурным по станции или поездным диспетчером;
вызвать при необходимости через дежурного по станции или поездного диспетчера скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего до станции.
4.2.9. Если при выполнении работ или нахождении на железнодорожных путях машинист окажется между движущимися по смежным путям подвижными составами, то он должен присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться в этом положении проследования или остановки подвижного состава по одному из путей.
4.2.10. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875