69. Каждый объект защиты (строящиеся, ремонтируемые, модернизируемые и переоборудуемые суда) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (СОПБ).
Целью создания СОПБ объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
СОПБ объекта защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
СОПБ объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности определяется и устанавливается положениями нормативных документов по пожарной безопасности.
70. Порядок взаимодействия подразделений пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов должен соответствовать требованиям ППБ 01-03, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, раздела 10 настоящих Правил, а также разработанных и утвержденных в установленном порядке документов (инструкций, положений и т.д.) по взаимодействию между подразделениями пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов.
В каждой организации должны быть разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, устанавливающие противопожарный режим на строящихся и ремонтируемых судах и уточняющие требования пожарной безопасности применительно к специфике технологических процессов и конструктивным особенностям судов, не отраженные в настоящих правилах.
71. Дополнительные требования по обеспечению пожарной безопасности при выполнении технологических операций, специфичных для отдельных судостроительных (судоремонтных) организаций, в том числе при спуске судов на воду, их перемещению по территории судостроительных (ремонтных) организаций, проведению испытаний, установке строительных лесов, монтаже и эксплуатации систем временного электроснабжения, вентиляционных систем, отопительных и теплопроизводящих установок и не отраженных в настоящих правилах, оговариваются в технологической, конструкторской и эксплуатационной документации судостроительных (ремонтных) организаций, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
72. Для проведения, проверки соблюдения требований пожарной безопасности строящихся и ремонтируемых судов перед началом ЭМР и спуском судна на воду, а также после длительного перерыва в процессе постройки (ремонта) судна главный строитель назначает комиссию, в состав которой должны входить:
- старший строитель судна (председатель);
- представители подразделений, производящих монтаж временных систем противопожарной защиты;
- заместитель главного строителя (строитель) по технике безопасности или должностное лицо, назначенное приказом для выполнения этих обязанностей;
- представитель отдела главного энергетика;
- представитель конструкторского отдела.
По результатам проверки составляется акт в произвольной форме, утверждаемый, как правило, главным строителем судов организации, а для особо сложных судов - главным инженером.
В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель подразделения пожарной охраны.
73. Не реже одного раза в квартал строящиеся и ремонтируемые суда должна проверять комиссия, назначаемая главным строителем, с привлечением представителей подразделения пожарной охраны. По результатам проверки издается распорядительный документ.
74. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности всем работающим на судне предоставляется право требовать прекращения работ, поставив в известность об этом:
на строящихся судах - ответственного сдатчика (старшего строителя), начальника участка и представителя подразделения пожарной охраны, а при нахождении судна в бассейне или на плаву - дополнительно дежурного по судну;
на ремонтируемых судах без экипажа, переданных предприятию по акту, представителя подразделения пожарной охраны и строителя;
на ремонтируемых судах, не переданных предприятию по акту, а также на строящихся и ремонтируемых судах, переданных предприятию по акту, но с командой - дежурного по судну и строителя (дежурный по судну обязан произвести запись в вахтенном журнале ЦП о выявленном нарушении, принятых мерах);
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
76. На стадии подготовки производства к строительству (переоборудованию, ремонту) судна должен быть разработан раздел "Требования пожарной безопасности при строительстве (переоборудовании, ремонте) судна проекта...". Раздел "Требования пожарной безопасности..." разрабатывается в составе технического проекта ТОС, выполняемого в соответствии с ОСТ 5Р.0718.
При незначительном ремонте судна раздел "Требования пожарной безопасности..." разрабатывается проектантом в составе технического проекта на ремонт, необходимость разработки которого определяется совместным решением руководства отрасли и Заказчика. В остальных случаях организации, производящие ремонт, обязаны руководствоваться требованиями настоящих правил, а также действующими нормативными документами по пожарной безопасности.
Финансирование разработки и проведение экспертизы раздела "Требования пожарной безопасности..." должно быть предусмотрено в расходах на строительство (переоборудование, ремонт) судна.
Организация - разработчик проекта ТОС выполняет раздел "Требования пожарной безопасности..." в соответствии с федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности или нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Раздел "Требования пожарной безопасности..." утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации - разработчика проекта ТОС. Раздел должен быть согласован с организацией-строителем и пройти экспертизу в головной отраслевой организации по пожарной безопасности.
Головная организация отрасли по пожарной безопасности рассматривает раздел и обоснованно его согласовывает; согласовывает при условии выполнения изложенных в заключении замечаний (внесения в раздел), что должно быть подтверждено письмом разработчика раздела; или не согласовывает раздел до его переработки в соответствии с изложенными в заключении замечаниями.
77. Организация - разработчик раздела "Требования пожарной безопасности" несет ответственность за полноту и достоверность изложенных в нем требований пожарной безопасности.
78. Состав раздела "Требования пожарной безопасности" должен соответствовать Приложению N 1.
79. Отступления от требований настоящих правил могут проводиться по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта защиты. Дополнительные требования пожарной безопасности оформляются в виде технических условий. Согласование отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности проводится МЧС России в установленном порядке.
80. Разработку проекта технического обеспечения судна (пожаротушение, электроснабжение, вентиляция и т.д.) следует выполнять в соответствии с OCT 5Р0718 и другими действующими в отрасли документами, регламентирующими проектирование систем ТОС при выполнении требований федеральных нормативных документов в области пожарной безопасности.
81. Организация - разработчик проекта ТОС должна периодически осуществлять авторский надзор на их соответствие проектным документам во время монтажа систем и в период их эксплуатации.
82. Приемка в эксплуатацию систем ТОС, обеспечивающих требования пожарной безопасности при строительстве и ремонте судов, должна осуществляться комиссией, назначаемой приказом (распоряжением) руководителя (главного инженера) организации.
В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель подразделения пожарной охраны.
Обязанности лиц, ответственных за обеспечение требований пожарной безопасности при строительстве и ремонте судов.
83. Права и обязанности администрации, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство и ремонт судов, и контрагентских (подрядных) организаций в области пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
84. Ответственность за организацию соблюдения требований пожарной безопасности на судах в период их постройки, ремонта, спуска и испытаний несет руководитель отдела (службы) строителей (главный строитель) судов.
85. Ответственными лицами за обеспечение требований пожарной безопасности на строящемся и ремонтируемом судне являются:
- до проведения гидравлических испытаний и (или) начала насыщения СМЕ, блоков, судна горючими материалами и веществами - лицо из числа ИТР, определяемое приказом по цеху;
- после проведения гидравлических испытаний и (или) с началом насыщения СМЕ, блоков, судна горючими материалами и веществами - старший строитель (ответственный сдатчик) и заместитель начальника цеха в соответствии с функциональными обязанностями или приказом;
- на судне, находящемся в плавучем доке, на плаву и (или) в бассейне, - ответственный сдатчик и сдаточный механик.
86. За соблюдение требований пожарной безопасности работниками контрагентских и подрядных организаций и выделяемых организацией-строителем рабочих для обеспечения контрагентских работ отвечают старшие представители контрагентских и подрядных организаций.
87. Порядок возлагаемой ответственности по обеспечению требований пожарной безопасности на ремонтируемых и переоборудуемых судах, не переданных организации-строителю по акту, должен соответствовать требованиям нормативных документов Заказчика и/или органа, в соответствии с требованиями которых осуществляется надзор за эксплуатацией судна.
88. Ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима при проведении всех видов работ на судне несут непосредственные руководители этих работ из числа административно-технического персонала организации-строителя и контрагентских организаций.
89. Административно-технический персонал обязан:
- обеспечить соблюдение на вверенных им участках работы установленного противопожарного режима, выполнение требований пожарной безопасности;
- не допускать к работе инженерно-технических работников, служащих и рабочих, не прошедших противопожарный инструктаж;
- организовать проведение обучения по программе пожарно-технического минимума (ПТМ) для работников организации (Приложение N 4);
- обеспечить исправное состояние и постоянную готовность к действию всех имеющихся на судне и других построечных местах систем и установок пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре;
- знать назначение систем и установок пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре, места их расположения и уметь их использовать при ликвидации пожара;
- не допускать применение при строительстве судов материалов и веществ, если они не предусмотрены в проектных и технологических документах (в разделе "Требования пожарной безопасности", технологических инструкциях, типовых технологических процессах и т.п.) или характеристика пожарной опасности которых (номенклатура и значение показателей) не соответствует требованиям действующих нормативных документов по пожарной безопасности или физико-химические свойства их неизвестны;
- знать пожарную опасность применяемых материалов и веществ при выполнении технологических операций;
- разработать комплект документов (инструкций и т.п.) по пожарной безопасности строящихся и ремонтируемых судов с учетом специфики своей организации и конструктивных особенностей судов (Приложение N 5);
- организовать изучение инструкций по пожарной безопасности подчиненными им рабочими, служащими и инженерно-техническими работниками;
- обеспечить ежедневную уборку судовых помещений, строительных лесов, рабочих мест;
- организовать обучение работающих мерам пожарной безопасности и правилам обращения с имеющимися системами и установками пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре;
- не допускать загромождение пожарных подъездов к судам, водоисточникам, проходов к противопожарному инвентарю на судне, лесах, стапеле, стапель-палубе, достроечной набережной;
- назначать ответственных за эксплуатацию и проведение планово-предупредительного ремонта приборов и оборудования, систем и принимать меры к устранению обнаруженных неисправностей;
- вызывать в случае возникновения пожара подразделения пожарной охраны, оповещать всех работающих о пожаре, принимать меры к эвакуации работающих из опасной зоны, приступать к ликвидации пожара имеющимися силами и средствами, организовывать встречу прибывших подразделений пожарной охраны;
- организовать по окончании работ проверку помещений судна, в которых проводились в течение рабочей смены пожароопасные работы, и смежных с ними помещений;
- обеспечить места проведения пожароопасных работ аншлагами, знаками безопасности и разметкой сигнальной, выполненными в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и НГТБ160;
- обеспечить ежегодное представление данных по пожарам (взрывам) в головную организацию отрасли для их учета.
90. Старший строитель (ответственный сдатчик) обязан:
- организовать изучение и выполнение настоящих правил всеми инженерно-техническими работниками, непосредственно подчиненными ему и принимающими участие в строительстве или ремонте судна;
- организовать на судне дежурно-вахтенную службу (ДВС);
- организовать проведение противопожарного инструктажа строителей судна;
- установить на судне противопожарный режим и постоянный контроль его соблюдения всеми инженерно-техническими работниками, служащими и рабочими, принимающими участие в строительстве или ремонте судна;
- осуществлять ежедневную проверку противопожарного режима на судне, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами и принимать необходимые меры по устранению недостатков.
91. Административно-технический персонал, ответственный за монтаж и эксплуатацию систем ТОС, обязан:
- обеспечить монтаж и последующую эксплуатацию систем ТОС в строгом соответствии с проектом ТОС, разделом "Требования пожарной безопасности" и настоящим документом;
- организовать проведение обучения и инструктаж работающих на судне лиц по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;
- контролировать правильность применения электрооборудования, кабелей, светильников и т.д. в зависимости от категории пожаровзрывоопасности помещений;
- проводить плановые профилактические осмотры электрооборудования и проверять наличие и работоспособность аппаратов защиты и немедленно принимать меры к устранению неисправностей.
92. Все рабочие, участвующие в строительстве и ремонте судов, обязаны строго соблюдать требования пожарной безопасности, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
93. С момента вывода судна из эллинга (спуска со стапеля) и до подписания приемного акта при необходимости и по усмотрению ответственного сдатчика, должно быть обеспечено постоянное дежурство строителей и сменных сдаточных механиков.
94. С момента сдачи судна (блока судна) под ЭМР до его вывода из цеха на период обеденного перерыва должно быть обеспечено дежурство на рабочих местах представителя отдела (службы) главного строителя. Дежурство на период обеденного перерыва на судне (блоке судна) обеспечивает старшина помещений.
95. Руководитель работ контролирует соблюдение требований пожарной безопасности в помещениях, где проводятся пожароопасные работы, и смежных с ними, осматривает их до начала работ, проверяет соответствие фактических мест выполнения работ с местами, указанными в Наряде-допуске на их производство (Приложение N 6).
96. Начиная с момента прибытия личного состава (экипажа) на строящееся (ремонтируемое) судно, в срок, согласованный с Заказчиком (владельцем) судна и до момента выставления ДВС, в качестве дополнительного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, из числа личного состава (экипажа) может назначаться противопожарный дозор в соответствии с требованиями РОЖ-РК. Необходимость организации противопожарного дозора определяет ответственный сдатчик судна.
Для назначения противопожарного дозора из числа личного состава (экипажа), ответственный сдатчик оформляет на каждое судно распоряжение главного инженера, согласованное с Заказчиком (владельцем) судна.
Для размещения противопожарного дозора из числа личного состава (экипажа), администрация цеха-строителя по заявке ответственного сдатчика выделяет вблизи судна помещение, оборудованное местом для отдыха подвахтенных.
Организация обучения мерам пожарной безопасности
97. Все работающие сотрудники организации, занятые на постройке и ремонте судов, должны проходить обучение ПТМ и противопожарный инструктаж в объеме действующих в организации специальных программ, разработанных в соответствии с требованиями НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (утверждены приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645).
98. Специальные программы разрабатываются с учетом специфики пожарной опасности технологических процессов в судостроении, профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и с учетом требований настоящих правил и приложения N 4.
99. Результаты проведения противопожарного инструктажа оформляются в журнале по форме приложения 1 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". Также допускается их оформлять в "Журнале инструктажа по ТБ".
100. Работники организаций, привлекаемые к строительству и ремонту судов, допускаются к проведению пожароопасных работ только после изучения программы ПТМ, сдачи зачетов по знанию требований пожарной безопасности и выдачи им специального талона (Приложение N 7). Талон постоянно находится на руках у исполнителей и предъявляется проверяющим лицам по первому требованию.
101. Лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и обучение ПТМ, допускать к работе ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
102. Контроль за своевременным проведением противопожарного инструктажа и обучения ПТМ возлагается на руководителей подразделений организации, работники которых принимают участие в постройке или ремонте судна.
Контроль за наличием допуска работников контрагентских и подрядных организаций возлагается на старшего строителя (ответственного сдатчика) судна.
103. Порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий ПТМ лицами, участвующими в процессе постройки и ремонта судов, устанавливаются руководителем организации в соответствии с требованиями НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
104. Руководящий состав и ИТР цехов и отделов проходят аттестацию по знанию требований охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями настоящих правил, других нормативных документов по пожарной безопасности, документов Заказчиков и/или классификационных обществ.
105. Ответственность за обучение мерам пожарной безопасности рабочих и ИТР возлагается на начальников подразделений - цехов и отделов.
106. Все работающие на судах обязаны соблюдать дисциплину труда и выполнять правила внутреннего распорядка.
Требования пожарной безопасности к помещениям, оборудованию судов и примыкающим территориям
107. Все судовые помещения, открытые части палуб и строительные леса следует содержать в чистоте.
108. На судах все технологическое оборудование, применяемое в процессе выполнения работ, должно быть в исправном и пожаробезопасном состоянии.
109. Применение в процессе строительства или ремонта производственного оборудования и инструмента, не отвечающих требованиям пожарной безопасности для конкретного технологического процесса, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
110. На строящихся судах длиной 90 м и более допускается в соответствии с разработанной схемой устанавливать на верхней палубе временные помещения, изготовленные из несгораемых материалов при условии обеспечения эвакуационных проходов к путям эвакуации.
111. Хранение легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов, прежде всего ПК и ЛВЖ, любых лакокрасочных материалов в помещениях судна и временных кладовых на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
112. Все строящиеся и ремонтируемые суда должны быть обеспечены аншлагами, знаками пожарной безопасности и сигнальной разметкой, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160.
113. На полу (подошве) стапеля, эллинга, стапель-палубе и топ-палубе дока под строящимися и ремонтируемыми судами ЗАПРЕЩАЕТСЯ устраивать различные временные мастерские, кладовые, а также хранить ГЖ, ЛВЖ, горючие газы, кислород, прочие окислители и другие пожароопасные материалы, за исключением переносного станочного оборудования, размещаемых на открытом стапеле и задействованных в строительных и спусковых работах.
114. Производство работ любого вида в цистернах, коффердамах и других замкнутых и труднодоступных судовых помещениях (в которых в течение последних 5-ти суток проводились взрыво- и огнеопасные работы) без наряда-допуска и без проведения анализа воздушной среды ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
115. Трапы, тамбуры, коридоры, леса, проходы и выходы, подходы к первичным средствам тушения загромождать различными предметами, материалами, оборудованием, энергокоммуникациями и отходами производства ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
116. В помещениях, на палубах судов и на лесах курение ЗАПРЕЩАЕТСЯ, за исключением специально отведенных мест. Эти места должны быть оборудованы урнами для окурков и емкостями с водой, оснащены аншлагами, знаками безопасности, разметкой по ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160 и огнетушителями.
117. Использованные обтирочные материалы необходимо убирать в металлические ящики, контейнеры, баки с плотно закрывающимися крышками и ежедневно перед обеденным перерывом и по окончании работ удалять с судна. Остальные отходы собирают в контейнеры, находящиеся на верхней (открытой) палубе.
118. Для снятия зарядов статического электричества, скапливающегося на людях, перед входом на судно необходимо оборудовать электропроводящие заземленные зоны, заземленные листы, пластины, металлические трубы, к которым работающие должны прикоснуться руками. Около указанных зон необходимо устанавливать соответствующие аншлаги.
119. В целях защиты от статического электричества и вторичного проявления молнии необходимо заземлять оборудование, коммуникации и емкости, в которых может накапливаться статическое электричество (с учетом требований ГОСТ 12.1.018, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.1.038 и ОСТ 5.6109).
120. Во избежание образования искры при ударе огнеопасные и взрывоопасные вещества необходимо держать на рабочем месте в таре из цветного металла (например, алюминий, цинк, медь) или эквивалентного по механическим свойствам неметаллического материала.
При работе с этими веществами применять инструменты из черных металлов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
121. Установка сварочного и газорезательного оборудования разрешается только на отведенных площадках. Оборудование должно быть защищено от попадания масла, влаги и брызг расплавленного металла. Газовые баллоны должны быть защищены от попадания солнечных лучей. К оборудованию необходимо обеспечить свободный доступ.
122. Технологические чехлы, закрывающие механизмы и аппаратуру, должны быть изготовлены из трудногорючей ткани, обработанной огнезащитным составом (например, парусина ОП, кирза ОП, чехольная ткань ОП, молескин гладкокрашеный с отделкой То). На чехлах должен быть штамп "ОП". Качество обработки материала огнезащитным составом должно контролироваться не менее 1 раза в полгода.
Технологическое подразделение (отдел главного технолога) организации обязано разработать инструкцию о порядке применения и проверок качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) технологических чехлов на судах, а также мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении огневых работ в районе установки технологических чехлов, закрывающих механизмы и аппаратуру.
123. При работе на судне и лесах следует применять сумки для инструмента только из материала по ГОСТ 19297 (ткань хлопчатобумажная с ОП). Использование на судне и лесах сумок, изготовленных из горючих материалов, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
124. Для экстренных вызовов пожарной охраны, скорой медицинской помощи и других аварийных служб должны быть установлены телефоны с независимыми номерами:
в цехе в соответствии с нормативами;
внутри судна не менее двух аппаратов.
На стационарных лесах для экстренных вызовов установить по два телефона на каждый ряд в шумопоглощающих кабинах.
На лесах и внутри судна устанавливают указатели "Телефон", выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
125. При выполнении любых пожароопасных работ на расстоянии до 15 м от строящегося или ремонтируемого судна необходимо руководствоваться требованиями настоящих правил.
126. На строительных лесах, стапельных местах, дебаркадерах необходимо организовывать опорные пункты пожаротушения (ОПП), а на открытых палубах судов - посты противопожарного имущества (ППИ), с запасами первичных средств пожаротушения для ликвидации пожаров в начальной стадии их развития и средствами обеспечения эвакуации с судна. Места, по возможности, должны быть оборудованы сигналом общей тревоги.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875