Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Статья 19.2. Особенности рассмотрения заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи

(введена Федеральным законом от 07.06.2025 N 137-ФЗ)

1. Должник, его представитель, третье лицо, давшее согласие на взаимодействие с кредитором или его представителем, и иное лицо, не имеющее обязательств перед кредитором, полагающие, что в отношении их нарушены правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи, вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (далее - лицо, обратившееся с заявлением).

2. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, должно содержать следующие сведения:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, обратившегося с заявлением;

2) реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, обратившегося с заявлением;

3) идентификационный номер налогоплательщика или страховой номер индивидуального лицевого счета лица, обратившегося с заявлением;

4) информацию о том, что совершенные в отношении лица, обратившегося с заявлением, действия, направленные на возврат просроченной задолженности, связаны с наличием у лица, обратившегося с заявлением, или иного физического лица такой задолженности по денежному обязательству, возникшему на основании договора или иного документа;

5) абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, на который поступили вызов и (или) сообщение, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и наименование оператора связи, выделившего такой номер;

6) абонентский номер, с которого поступили вызов и (или) сообщение, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицу, обратившемуся с заявлением. В случае отсутствия сведений о таком абонентском номере у лица, обратившегося с заявлением, лицо, обратившееся с заявлением, вправе получить у оператора связи, оказывающего лицу, обратившемуся с заявлением, услуги телефонной связи, сведения о таком абонентском номере в порядке, установленном правилами оказания услуг связи;

7) дату и время поступления вызова и (или) сообщения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в адрес лица, обратившегося с заявлением.

3. К заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи, прилагаются договор или иной документ, на основании которых возникло денежное обязательство, по которому имеется просроченная задолженность, подтверждающие взаимосвязь совершенных в отношении лица, обратившегося с заявлением, действий, направленных на возврат просроченной задолженности, с наличием такой задолженности у лица, обратившегося с заявлением, и (или) иного физического лица (при наличии), согласие лица, обратившегося с заявлением, на предоставление в отношении лица, обратившегося с заявлением, уполномоченному органу оператором связи, оказывающим услуги телефонной связи, информации о подтверждении (об опровержении) сведений о фактах, дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, вызова и (или) сообщения, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, согласие субъекта кредитной истории - физического лица на получение уполномоченным органом в бюро кредитных историй кредитного отчета в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".

4. К заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи, лицо, обратившееся с заявлением, вправе приложить имеющийся у лица, обратившегося с заявлением, кредитный отчет, а также полученную от оператора связи информацию о фактах, дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, вызова и (или) сообщения, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 5 ст. 19.2 вступает в силу 01.03.2026.

5. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в уполномоченный орган лицом, обратившимся с заявлением, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации или с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.

6. Формат заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, направляемого с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, утверждается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

7. Уполномоченный орган в целях проверки сведений, содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, вправе направить запросы кредитору и (или) его представителю для получения следующих информации и (или) документов:

1) о наличии денежного обязательства должника перед кредитором;

2) о привлечении кредитором представителя для осуществления от имени кредитора и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с лицом, обратившимся с заявлением;

3) об использовавшихся кредитором и (или) его представителем способах взаимодействия с лицом, обратившимся с заявлением, в том числе информации и документов, хранение которых предусмотрено пунктами 3 - 5 статьи 17 настоящего Федерального закона;

4) об абонентских номерах, с использованием которых осуществляется взаимодействие с лицом, обратившимся с заявлением, направленное на возврат просроченной задолженности, выделенных на основании заключенных между кредитором или его представителем и оператором связи договоров об оказании услуг телефонной связи.

8. Запросы уполномоченного органа, указанные в части 7 настоящей статьи, направляются кредитору и (или) его представителю с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (при наличии у кредитора и (или) его представителя технической возможности получения запросов уполномоченного органа в электронной форме в машиночитаемом виде) либо на бумажном носителе.

9. Исполнение запросов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня их получения кредитором и (или) его представителем. Кредитор и (или) его представитель представляют запрошенные информацию и (или) документы в электронной форме (при наличии технической возможности) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо в письменной форме на бумажном носителе.

10. Порядок направления запросов, указанных в части 7 настоящей статьи, и представления в уполномоченный орган информации и (или) документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, по согласованию с Банком России.

11. Уполномоченный орган в целях подтверждения (опровержения) содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах, дате и времени поступления вызова и (или) сообщения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в адрес лица, обратившегося с заявлением, вправе направить запрос оператору связи, оказывающему услуги телефонной связи, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (при наличии у оператора связи, оказывающего услуги телефонной связи, технической возможности получения запросов уполномоченного органа в электронной форме в машиночитаемом виде) либо на бумажном носителе.

12. Оператор связи по запросу, указанному в части 11 настоящей статьи, предоставляет информацию в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 18 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

13. Запрос оператору связи должен содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, обратившегося с заявлением, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, обратившегося с заявлением, абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, предоставленные лицом, обратившимся с заявлением, абонентский номер, с которого поступили вызов или сообщение, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, а также сведения о дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, таких вызова или сообщения. К запросу прилагается согласие лица, обратившегося с заявлением, на предоставление в отношении лица, обратившегося с заявлением, уполномоченному органу оператором связи информации, предусмотренной пунктом 18 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

14. Порядок направления уполномоченным органом запроса операторам связи, оказывающим услуги телефонной связи, указанного в части 11 настоящей статьи, и представления ими в уполномоченный орган информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 16 ст. 19.2 вступает в силу 26.11.2026.

15. Уполномоченный орган в целях проверки содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности вправе в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится кредитная история лица, обратившегося с заявлением, либо об отсутствии такой информации. После получения информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится кредитная история лица, обратившегося с заявлением, уполномоченный орган вправе направить в соответствующее (соответствующие) бюро кредитных историй запрос в форме электронного документа в машиночитаемом виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на получение уполномоченным органом кредитного отчета в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".

КонсультантПлюс: примечание.

П. 16 ст. 19.2 вступает в силу 26.11.2026.

16. Бюро кредитных историй представляет в уполномоченный орган по его запросу кредитный отчет в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо сообщает об отсутствии запрашиваемой информации.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ч. 17 ст. 19.2 в части исполнения запросов, предусмотренных ч. 15 ст. 19.2, применяются с 26.11.2026.

17. Исполнение запросов, предусмотренных частями 11 и 15 настоящей статьи, осуществляется безвозмездно в течение пяти рабочих дней со дня их получения соответственно операторами связи, оказывающими услуги телефонной связи, и бюро кредитных историй.

18. Уполномоченный орган в целях проверки содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, из определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системы информацию об абоненте - юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, заключившем договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и о выделении ему оператором подвижной радиотелефонной связи абонентского номера, с которого поступили вызов и (или) сообщение, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, а также о пользователе услугами связи - физическом лице, которому абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем предоставлена возможность пользоваться в рамках данного договора услугами подвижной радиотелефонной связи с использованием такого абонентского номера.

19. По результатам рассмотрения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если по результатам рассмотрения заявления в действиях, направленных на возврат просроченной задолженности, будут установлены признаки уголовно наказуемого деяния, заявление и материалы проверки подлежат направлению в государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

20. Уполномоченный орган информирует лицо, обратившееся с заявлением, о результатах рассмотрения заявления в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".