2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ

2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.

При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:

- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;

- графическое изображение знака информационной продукции должно соответствовать требованиям приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.08.2012 N 202;

- формулировка сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей должна соответствовать формулировкам, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.09.2012 N 230;

- без знака информационной продукции допускается распространение информационной продукции категории 0+, а также программ (передач), выходящих в прямом эфире;

- указание в выходных данных сведений о лицензии, в соответствии с которой осуществляется распространение телеканала (радиоканала), вместо номера свидетельства о регистрации средства массовой информации, недопустимо;

- указание в выходных данных телеканала (телепрограммы) официального сокращенного наименования Службы (Роскомнадзор) не является нарушением требований ст. 27 Закона о СМИ.

Вещание радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) радиоканала. Каждый выход в эфир радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) радиопрограммы и сообщением об ограничении ее распространения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).

Дополнительно ст. 27 Закона о СМИ содержит требование, предписывающее указывать в выходных данных радиоканала (радиопрограммы) зарегистрировавший его орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.

Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.

Обращаем Ваше внимание, что в случае перерегистрации СМИ в выходных данных указывается тот регистрирующий орган, который выдал новое свидетельство о регистрации СМИ, и новый регистрационный номер.

Основной целью объявления выходных данных является идентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг, в случае вещания радиоканала (радиопрограммы) - радиослушателями.

Ст. 2 Закона о СМИ закреплены определения радиоканала, радиопрограммы, указывающие, что эти формы периодического распространения массовой информации должны иметь "постоянное название". Таким образом, название СМИ является одним его из отличительных признаков, позволяющих идентифицировать СМИ и его редакцию.

Ст. 13 Закона о СМИ и п. 143 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362) предусматривают отказ в регистрации СМИ, если ранее было зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения информации, что позволяет исключить возможность распространения двух радиоканалов (радиопрограмм) с одинаковыми названиями.

Комплексный анализ норм действующего законодательства Российской Федерации, в первую очередь регулирующего деятельность средств массовой информации, подтверждает, что указание в выходных данных только названия радиоканала (радиопрограммы) в полной мере достигает цели, поставленной законодателем, и никаким образом не вводит в заблуждение потребителей.

Исходя из указанных обстоятельств, а также принимая во внимание особенности распространения информации в форме радиоканала (радиопрограммы) и ее восприятия слушателями, Роскомнадзор считает, что не будет являться нарушением требований законодательства о средствах массовой информации, если при каждом выходе в эфир радиоканала (радиопрограммы) будет объявляться его название и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей, и не реже 4 раз в сутки - название СМИ, зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Для региональных СМИ, распространяющихся по лицензии, в которой указаны несколько средств массовой информации, выходящих в свет менее четырех раз в течение одних суток вещания, полные выходные данные объявляются при каждом выходе (если объем непрерывного вещания составляет менее 180 минут в сутки), а также во время эфира, чтобы общее количество объявлений выходных данных составило не менее 4 раз в сутки (если объем непрерывного вещания составляет более 180 минут в сутки).

В соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание телеканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала. Каждый выход в эфир телепрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона N 436-ФЗ. В выходных данных телеканала (телепрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший его орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.

Учитывая, что в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 17.08.2012 N 202, знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией), Роскомнадзор считает, что не будет являться нарушением требований законодательства о средствах массовой информации, если в выходных данных телеканала (телепрограммы) отсутствует знак информационной продукции.

При распространении в составе телеканала (радиоканала) зарегистрированной телепрограммы (радиопрограммы) должны объявляться выходные данные в соответствии с установленными требованиями.

Обращаем внимание, что логотип телеканала (телепрограммы) не включен в состав выходных данных средства массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации не устанавливает каких-либо требований к логотипу, в том числе в части его соответствия названию телеканала (телепрограммы).

Дополнительно сообщаем, что в случае размещения материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).

Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", понимающем под информационным агентством "организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.

Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.

Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа:

- на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

- на должностных лиц - от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

- на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.