Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

приказом Минэнерго России

от 01.03.2016 N 148

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минэнерго России от 24.04.2017 N 353,

от 02.04.2018 N 229)

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.

3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).

4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром энергетики Российской Федерации (далее - план).

Внеплановые проверки осуществляются в соответствии с пунктами 14 - 21 настоящего Положения.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Министр энергетики Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Минэнерго России от 24.04.2017 N 353)

6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объекта аудита проводятся:

уполномоченным должностным лицом субъекта аудита, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и навыками, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - проверяющий);

группой должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа) под руководством должностного лица субъекта аудита (далее - руководитель аудиторской группы), обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками, назначенными приказами Министерства о проведении аудиторской проверки ответственными за проведение аудиторской проверки.

7. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:

запрашивать у объекта аудита и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля объектами аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

8. Запрос направляется объекту аудита с даты принятия решения о проведении аудиторской проверки до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости получения ответов на вопросы, касающиеся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.

Исполнение объектами аудита запросов осуществляется в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.

Ответ на запрос направляется объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников документов или их копий, заверенных объектом аудита.

9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром энергетики Российской Федерации или с заместителем Министра энергетики Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра энергетики Российской Федерации.

10. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.

11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, утверждаемой руководителем субъекта аудита не позднее 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

12. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

тему аудиторской проверки;

наименование объекта (объектов) аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

(п. 12 в ред. Приказа Минэнерго России от 24.04.2017 N 353)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

14. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

15. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

16. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

17. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.

18. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, которая содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объекта аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

19. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторской проверки:

соблюдает требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводит аудиторскую проверку в соответствии с программой аудиторской проверки;

формулирует выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

знакомит руководителя (уполномоченное им должностное лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки (актом и заключением);

не допускает к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

(абзац введен Приказом Минэнерго России от 24.04.2017 N 353)

20. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

21. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 24.04.2017 N 353)

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им должностному лицу).

22. Направление акта аудиторской проверки, а также установление срока его рассмотрения объектом аудита осуществляется в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

23. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

24. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту аудиторской проверки рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового контроля, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

25. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки (далее - отчет).

26. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

27. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру энергетики Российской Федерации.

28. По результатам рассмотрения отчета Министр энергетики Российской Федерации принимает одно или несколько из следующих решений:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 24.04.2017 N 353)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством энергетики Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению N 5 к настоящему Положению.