3.2. Требования охраны труда при управлении МВПС
3.2.1. До начала движения поезда двери кабины управления, из которой ведется управление МВПС, и двери из служебного тамбура в тамбур вагона МВПС должны быть закрыты на замок. Также должны быть заперты двери нерабочих кабин управления и шкафов управления всех вагонов МВПС.
3.2.2. Перед тем как начать движение МВПС, машинист должен проверить исправность радиосвязи. При отсутствии радиосвязи машинист должен поставить об этом в известность дежурного по железнодорожной станции для принятия мер по устранению неисправности.
Без выяснения причины и устранения неисправности радиосвязи отправление поезда запрещается.
3.2.3. Перед приведением МВПС в движение машинист должен убедиться в отсутствии препятствий для движения, наличии разрешающего сигнала, его принадлежности пути отправления поезда. Далее, получив команду от дежурного по железнодорожной станции и подав звуковой сигнал свистком, начать движение.
3.2.4. При управлении МВПС машинисту запрещается:
отвлекаться от управления МВПС;
высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала заднего вида и поворотного предохранительного щитка;
открывать входные наружные двери и высовываться из них;
закорачивать (выводить из работы) защитные блокировки;
передавать управление МВПС другим лицам, за исключением машиниста-инструктора.
3.2.5. Запрещается проезд в рабочей и нерабочей кабинах МВПС посторонних лиц.
3.2.6. Искусственные сооружения, станции, переезды машинист должен проследовать с особой бдительностью.
3.2.7. При приближении встречных поездов на перегонах или железнодорожных станциях в темное время суток следует переключать прожектор в положение "тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положение "яркий свет".
При пропуске поездов на станциях на МВПС прожектор должен быть выключен, при проследовании по смежному пути головы встречного поезда - включен для осмотра вагонов встречного поезда.
3.2.8. При следовании МВПС в тоннеле окна кабины управления должны быть закрыты.
3.2.9. При необходимости осмотра МВПС при остановках поезда на станции или на перегоне машинист должен установленным порядком закрепить МВПС от самопроизвольного ухода. При спуске с МВПС следует надеть сигнальный жилет.
Машинисту запрещается спускаться с МВПС, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав.
При осмотре МВПС в темное время суток необходимо пользоваться переносными аккумуляторными фонарями.
С особым вниманием следует передвигаться вдоль состава поезда по междупутью железнодорожного пути.
Необходимо внимательно следить за приближением встречных поездов по смежному пути.
При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава по смежному пути следует отойти в безопасное место в соответствии с требованиями, изложенными в п. 1.15 настоящей Инструкции.
3.2.10. В случае выявления неисправностей приборов, утечек воздуха в соединениях аппаратов, резервуаров и устройств, находящихся под давлением, их следует отключить от питательной магистрали и выпустить воздух.
Запрещается открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров МВПС ударами молотка или другими предметами.
3.2.11. При необходимости осмотра и технического обслуживания дизель-генератора (дизеля), электро- и вспомогательного оборудования дизельного подвижного состава в пути следования последний необходимо остановить, сообщить об остановке (с указанием причины) поездному диспетчеру, затормозить ручным тормозом (активировать стояночный тормоз), остановить дизель-генератор (дизель), обесточить все электрические цепи и выключить рубильник аккумуляторной батареи. Люки картера дизеля следует открывать не ранее 10 - 15 минут после его остановки.
3.2.12. Запрещается при работающем дизеле производить осмотр и техническое обслуживание оборудования МВПС у вращающихся частей (узлов) при снятых или открытых ограждающих защитных кожухах, производить устранение неисправностей гидросистемы, топливной и масляной систем, отключать блокирующие устройства.
3.2.13. Запрещается вскрывать и устранять неисправности электрических приборов и аппаратов, находящихся под напряжением.
Для смены предохранителей, в электрических цепях которых нет автоматических выключателей, необходимо использовать предназначенные для этих целей специальные рукоятки.
Установку и присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, электрических аппаратов и машин, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных электрических цепях. Необходимо использовать предохранители только с калиброванными вставками и патронами, окрашенными в установленные цвета.
3.2.14. При замене перегоревших ламп в кабине управления МВПС, прожекторных ламп, буферных фонарей и ламп освещения ходовых частей цепи освещения должны быть обесточены. Заменять прожекторные лампы МВПС разрешается только в том случае, если их замена предусмотрена из кабины управления.
3.2.15. Запрещается при поднятом токоприемнике открывать на электропоезде двери шкафов с высоковольтным оборудованием, снимать щиты подвагонных ящиков, кожухи и другие ограждения электрооборудования, приводить в рабочее состояние лестницы подъема на крышу МВПС.
3.2.16. При обрыве заземляющих шунтов, кожухов электропечей, заземляющих проводников пульта управления, а также корпусов вспомогательных машин восстанавливать заземление оборудования следует только при опущенных токоприемниках и включенном главном разъединителе (заземлителе трансформатора) в положение "Заземлено".
3.2.17. При повреждении крышевого оборудования электропоезда и невозможности дальнейшего следования, поврежденную секцию при всех опущенных токоприемниках необходимо отключить, воздушные краны токоприемника моторного вагона поврежденной секции электропоезда перевести в положение "ручное - вспомогательный компрессор".
3.2.18. При необходимости подъема на крышу электропоезда работников дистанции электроснабжения для устранения повреждения (увязки токоприемника) машинист должен:
закрепить электропоезд от ухода;
подать заявку на снятие напряжения с контактной сети железнодорожного пути и прибытие работников дистанции электроснабжения. При этом следует сообщить, что управление электропоезда производится машинистом без помощника машиниста;
по прибытии работников дистанции электроснабжения опустить все токоприемники;
перед подъемом на крышу МВПС работниками дистанции электроснабжения, машинист должен: перевести реверсивную рукоятку в нейтральное положение и вынуть ключи блокировки пульта управления, которые должны находиться у машиниста в течение всего времени, когда работник дистанции электроснабжения проводит осмотр крышевого оборудования.
(п. 3.2.18 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.19. Заземление контактной сети производится работниками дистанции электроснабжения с группой по электробезопасности не ниже IV в присутствии машиниста электропоезда.
(п. 3.2.19 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.20. Отключенная контактная сеть постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от МВПС путем установки не менее 2-х заземляющих штанг, предварительно подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной подвески при зашунтированном искровом промежутке. Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от электропоезда. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от электропоезда и не ближе одного мачтового пролета от него. Машинист МВПС обязан с земли, без подъема на крышу МВПС, контролировать заземление контактной сети и увязку токоприемника.
(п. 3.2.20 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.21. Работники дистанции электроснабжения допускаются на крышу МВПС только после предъявления машинисту удостоверения на право производства работ на контактной сети.
Подниматься на крышу МВПС могут только работники дистанции электроснабжения. Запрещается в одно лицо подниматься и производить работы на крыше МВПС.
По окончании осмотра (увязки) токоприемника снятие заземляющих штанг с контактной сети производится работником дистанции электроснабжения в присутствии машиниста.
(п. 3.2.21 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.22. Все повреждения и неисправности токоприемников или устройств контактной сети, выходы работников дистанции электроснабжения на крышу МВПС после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности должны быть записаны в журнал формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу и результатов проведенных работ. Запись должна быть заверена подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.
(п. 3.2.22 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
3.2.23. При работе в зимних условиях и наличии на контактных проводах и токоприемниках инея, изморози, обледенения и гололеда, при не отпадании ледяной корки с токоприемников производится замена подвижного состава. В случае невозможности замены подвижного состава принимается решение о вызове вспомогательного локомотива.
Машинисту категорически запрещается подниматься на крышу МВПС для удаления на контактных проводах и токоприемниках инея, изморози, обледенения.
(п. 3.2.23 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875