Действие Инструкции, утвержденной данным документом, продлено до 17 декабря 2025 года распоряжением ОАО "РЖД" от 09.02.2021 N 229/р.

4.1. Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

4.1. Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций.

4.1.1. При эксплуатации МВПС могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

возгорание, приводящее к пожару или взрыву;

сход МВПС с рельс;

обрыв контактного провода;

повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.

4.1.2. Машинист должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и СИЗ, знать способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

4.1.3. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке МВПС, сообщить о случившемся дежурному ближайшей станции, поездному диспетчеру и определить с ними порядок дальнейших действий.

4.1.4. В случае неминуемого столкновения МВПС с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь, переезд и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение и уйти в салон вагона МВПС.

4.1.5. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и ВЛ выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо сообщить о случившемся поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

4.1.6. В случае вынужденной остановки в результате аварийной ситуации с обрывом и падением контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на электропоезд или рядом с ним машинист должен сообщить о случившемся установленным порядком машинистам встречных и вслед идущих поездов, поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, энергодиспетчеру и, по возможности, оставаться в кабине управления.

При необходимости схода с МВПС машинист должен закрепить состав от самопроизвольного ухода, надеть сигнальный жилет, диэлектрические перчатки, скинуть на земляное полотно диэлектрический ковер и осторожно спуститься на диэлектрический ковер. Нельзя прикасаться к частям МВПС при спуске на землю и стоя на земле.

4.1.7. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

4.1.8. Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженными подозрительными предметами. При этом необходимо изолировать доступ к ним людей.

В случае обнаружения подозрительного предмета на территории депо необходимо ограничить доступ к нему людей, немедленно сообщить об этом дежурному по депо и далее действовать в соответствии с регламентом, установленном в депо.

В случае обнаружения подозрительного предмета на территории станции необходимо ограничить доступ к нему людей и немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции.

4.1.9. О ситуациях, связанных с возникновением угрозы террористического акта или нарушением общественного порядка в процессе эксплуатации МВПС машинист должен сообщать дежурному ближайшей железнодорожной станции, поездному диспетчеру, дежурному по депо для передачи информации в правоохранительные органы.

4.1.10. В случае противоправных действий каких-либо лиц постараться не вступать с ними в прямой контакт.

4.1.11. В случае срабатывания взрывного устройства необходимо сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, начальнику моторвагонного депо и принять меры к остановке и закреплению поезда, спасению пострадавших и оказанию первой помощи.