Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 122).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность в дошкольном образовании:

способностью организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПК-1);

готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПК-2);

способностью обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности (ПК-3);

готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПК-4);

способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);

способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПК-6);

педагогическая деятельность в начальном общем образовании:

способностью организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность школьников младших классов, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПК-7);

способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение образовательной деятельности (ПК-8);

способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПК-9);

готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в образовательной организации (ПК-10);

готовностью организовывать индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11);

готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПК-12);

готовностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в образовательной деятельности и в общении со сверстниками (ПК-13);

способностью эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПК-14);

социально-педагогическая деятельность:

готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15);

способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16);

способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся (ПК-17);

способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18);

готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19);

владением методами социальной диагностики (ПК-20);

способностью выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21);

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-22);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-23);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-24);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-25);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-26);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (ПК-27);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-28);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-29);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-30);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-31);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-32);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:

способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-33);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-34);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ (ПК-35);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями (законными представителями) (ПК-36);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-37);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-38);

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

способностью собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации (ПК-39).

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 N 444)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.