Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Схема 2

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ, ВКЛЮЧАЯ НАПИТКИ, │

│ И ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ МАЛЫХ ТОРГУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

/\ /\ /\

┌──────────────────┘ │ └──────────────────────────┐

│ │ │

┌─────────────┴───────────┐ │ ┌───────────────────┴─────┐

│ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ│ │ │ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ│

│ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ │ │ │ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ │

│ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ │ │ │ (ф. N МП(микро))

(ф. N 3-ТОРГ(ПМ)) │ │ └─────────────────────────┘

└─────────────────────────┘ │

┌────────────┴────────────┐

│ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ│

│МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДРУГИХ │

│ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ │

(ф. N ПМ)

└─────────────────────────┘

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий отслеживается по ежеквартальной форме N 3-ТОРГ(ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия" только по предприятиям, основным видом деятельности которых является розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом. Форма собирается по выборочному кругу организаций с последующим распространением итогов на всю генеральную совокупность малых предприятий с указанными видами деятельности.

Данные унифицированной формы статистического наблюдения N ПМ также собираются с квартальной периодичностью и используются для досчета оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с основными видами деятельности "розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом" на полный круг малых предприятий.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный малыми предприятиями (за исключением микропредприятий) за отчетный год рассчитывается по формуле:

Vм = V50+52/3-торг(пм) + Vпм * W3-торг(ПМ), где (4)

Vм - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

V50+52/3-торг(пм) - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с кодами ОКВЭД, входящими в 52 класс, подкласс 50.5, группы 50.10.2, 50.30.2, 50.40.2, по данным ф. N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

Vпм - сумма строк 07 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 09 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по малым предприятиям (распространенные данные) всех видов деятельности кроме предприятий с кодами ОКВЭД, входящими в 52 класс, подкласс 50.5 и группы 50.10.2, 50.30.2, 50.40.2, по данным ф. N ПМ нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

W3-торг(ПМ) - удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем обороте розничной торговли малых предприятий с кодами ОКВЭД, входящими в 52 класс, подкласс 50.5 и группы 50.10.2, 50.30.2, 50.40.2, по данным ф. N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации.

Основным источником информации по микропредприятиям является унифицированная форма федерального статистического наблюдения N МП(микро), которая разрабатывается с годовой периодичностью <1>.

--------------------------------

<1> В связи с проведением сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства форма N МП(микро) за 2015 год отменена. Для формирования информации за 2015 год будут использоваться данные выборочного статистического наблюдения по форме N ТОРГ(микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятий".

Далее обороты торгующих организаций (организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятий (включая микропредприятия)) корректируются на объемы сокрытия (занижения). В настоящее время для уточнения величины занижения оборота Росстатом используются данные формы N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле". Анкета обследования содержит качественные показатели оценки руководителями организаций розничной торговли различных аспектов их экономической деятельности. В анкету обследования включены вопросы о среднем сложившемся (фактическом) уровне торговой наценки (в % к стоимости проданных товаров) и среднем уровне торговой наценки, который был бы достаточным, по мнению предпринимателей, для возмещения затрат и получения прибыли (ответы устанавливаются интервалами). Процент сокрытия определяется как разность между сложившимся и ожидаемым уровнями торговой наценки по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и малым предприятий (включая микропредприятия), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, поэтому годовое значение процента сокрытия определяется по формуле среднеарифметического значения:

Kсред = (KIкв + KIIкв + KIIIкв + KIVкв) / 4, где (5)

Kсред - среднегодовая величина сокрытия - процентов;

KIкв, KIIкв, KIIIкв и KIVкв - величина сокрытия соответственно за I, II, III и IV кварталы отчетного года.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный торгующими организациями за отчетный год рассчитывается по формуле:

Vторг = Vкр * Ккр / 100 + Vм * Км / 100 +

+ Vмикро * Кмикро / 100, где (6)

Vторг - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая тапитки, и табачными изделиями торгующих организаций за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

Vкр - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая тапитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

Kсредкр - среднегодовой процент сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным ф. N 1-конъюнктура;

Vм - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

Kсредм - среднегодовой процент сокрытия по малым предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным ф. N 1-конъюнктура;

Vмикро - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации;

Kсредмикро - среднегодовой процент сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным ф. N 1-конъюнктура. Так как ф. N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, Kсредмикро = Kсредм.

Следующий этап - определение объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, а затем формирование данных об объемах рыночно-ярморочной продажи пищевых продуктов, включая налитки, и табачных изделий.

Наблюдение за розничной продажей на рынках проводится с квартальной периодичностью примерно по 60 укрупненным позициям, которые формируются по данным наблюдения за объемами продажи более чем по 400 видам товаров. Для обследования используются формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на рынке" (в зависимости от специализации рынков используются соответствующие блокноты) и N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках".

При формировании объемов продажи на рынках учитываются также объемы розничной продажи товаров на ярмарках. Порядок деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При обследовании ярмарок используется инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемами продажи на рынках (ф. N Б-1) и форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках".

При этом торговые места, отведенные на рынках и ярмарках юридическим лицам (ООО, ЗАО, ОАО и т.п.), не учитываются, так как статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования (ф. N N П-1, П-5(м)) коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и выборочного обследования малых предприятий (ф. ф. N N ПМ, 3-ТОРГ(ПМ)). Исключение составляют торговые места, выделенные на ярмарках юридическим лицам, зарегистрированным в Белоруссии и Казахстане.

Количество торговых мест на рынках корректируется на процент фактического использования торговых мест, рассчитанный по данным формы N 3-рынок. По форме N 3-ярмарка данные собираются только о количестве фактически занятых торговых мест.

Порядок формирования данных об объемах продажи на рынках и ярмарках приведен на схеме 3: