Письмами Рособрнадзора от 02.12.2016 N 10-835, от 23.12.2016 N 02-411 направлены уточненные редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году.

Структура и содержание экзаменационной работы

Экзаменационные материалы по литературе для ГВЭ-11 в письменной форме представляют собой комплект заданий разных типов, требующих написания краткого или развернутого ответа.

Отбор лирических стихотворений в КИМ осуществляется с опорой на современные программы и учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий.

В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Общая структура частей 1 и 2 работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание в частях 1 и 2 работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:

7 заданий с кратким ответом (1 - 7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

2 заданий (8, 9), требующих написания связного текста в объеме 5 - 10 предложений.

Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:

5 заданий с кратким ответом (10 - 14), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

2 заданий (15, 16), требующих написания связного текста в объеме 5 - 10 предложений.

Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Задания с развернутым ответом (8, 9, 15, 16) выполняются на отдельном подписанном листе. Указание на объем развернутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

Ниже приводится таблица, представляющая распределение заданий по частям экзаменационной работы.