2.3 Рекомендации по привлечению общественности к процедурам по общественному наблюдению

Общественное наблюдение - это участие представителей органов управления образовательных организаций, представителей профессиональной и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в процедурах аттестации учащихся (деятельности аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, действующих на всех уровнях системы образования), процедурах лицензирования образовательных организаций.

Формы общественного наблюдения используются для повышения эффективности общественного контроля в сфере образования, обеспечения открытости и прозрачности аттестационных процедур [27]. Объекты общественного наблюдения показаны на рисунке 6.

Органами управления образования субъектов Российской Федерации разрабатывается Положение об организации системы общественного наблюдения применительно к каждой процедуре (объекту) наблюдения. Каждая из указанных процедур имеет свою специфику, определяющую особенности работы общественных наблюдателей.

┌────────────────────────────┐ ┌─┐

│деятельность аттестационных,│ └─┘

│конфликтных и иных комиссий │ ┌────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │конкурсные процедуры при│

┌───┐ │проведении мероприятий в│

│ │ │ сфере образования │

└───┘ └────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────┐ ┌─┐

│ организация питания и медицинского │ └─┘

│обеспечения образовательного процесса│

└─────────────────────────────────────┘

Рисунок 6 - Объекты общественного наблюдения

В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы [11]:

члены родительских комитетов образовательных организаций;

члены региональных и муниципальных общественных советов;

члены попечительских и управляющих советов образовательных организаций;

члены общественных объединений и организаций;

работники образовательных организаций из других регионов;

представители органов законодательной власти;

работники средств массовой информации;

представители органов местного самоуправления.

Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей в образовательных организациях, в которых проходят аттестацию их родственники.

Член родительского комитета, член попечительского или управляющего совета образовательной организации не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в образовательной организации, которое он представляет.

Лица, желающие приобрести статус общественного наблюдателя, подают заявление в орган управления образованием. Подпись заявителя должна быть удостоверена подписью руководителя и печатью организации, от которой он направляется.

В случае положительного решения вопроса об аккредитации в качестве общественного наблюдателя претендент получает персональное удостоверение, содержащее его паспортные данные и заверенное печатью и подписью руководителя органа управления образованием, выдавшего удостоверение.

Оформленное удостоверение выдается общественному наблюдателю на руки или высылается по адресу, указанному в заявлении.

Прием заявлений на аккредитацию и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее установленной в соответствующих положениях даты [11].

Рекомендуются следующие направления создания условий и механизмов для осуществления общественного наблюдения за качеством образования:

1. Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на всех уровнях образования.

Рекомендуемыми механизмами участия являются:

создание органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном и школьном уровнях;

организация общественных слушаний;

организация общественной экспертизы программных и нормативных документов.

2. Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации общественного заказа [8].

Целесообразно использовать систему информирования (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ) для обеспечения представителей общественности и гражданских институтов достоверной, качественной и своевременной информацией о деятельности системы образования и образовательных организаций.

3. Обеспечение участия общественности в сопровождении процесса практической реализации общественного заказа.

Основным условием участия является наличие у общественности инструментов управления, в т.ч. в вопросах распределения ресурсов и кадровой политики:

участие в формировании бюджета и контроле за его исполнением;

в оценке качества деятельности школы и педагогов для распределения стимулирующих выплат и премий;

в экспертизе образовательных проектов и программ для распределения грантов и премий;

в аттестации руководителей и педагогов.

Рекомендуется использовать результаты общественного наблюдения за качеством образования при решении следующих задач:

прогнозировании и сравнительном анализе эффективности различных организационных моделей и образовательных систем в сфере образования;

инновационном проектировании определенного кластера образования;

разработке систем и механизмов управления и государственно-частного партнерства в образовании;

внутриведомственной и межотраслевой координации, а также консолидации усилий органов управления, родительской общественности и экспертного сообщества в ускорении процессов модернизации системы образования.