2.1 Независимая оценка качества образования - действенный общественный механизм контроля качества образования
Создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций различного уровня - одно из приоритетных направлений государственной политики в образовательной сфере. С переходом на новые образовательные стандарты существенно расширились возможности общественного участия как в управлении образованием, так и оценке его качества. Участие в этой работе могут принимать общественные и общественно-профессиональные объединения, негосударственные некоммерческие организации, отдельные эксперты [23].
В соответствии с п. 1 ст. 95 Федерального закона N 273-ФЗ: "Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ".
Независимая (общественная) оценка качества образования - проводится в целях определения соответствия предоставляемого образования:
потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
потребностям учредителей, общественных объединений и др. для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
Независимая оценка качества образования включает в себя (ст. 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ):
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется по инициативе участников отношений в сфере образования. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - по инициативе общественных советов, но обязательно не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года привлечением к этой оценке организаций, имеющих право осуществления этой деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
Объекты независимой оценки качества образования представлены на рисунке 5.
Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов и других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ.
При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство "Интерфакс", "Эксперт РА/РейтОР", рейтинговое агентство "Эксперт РА", РИА "Новости" [14].
┌─── образовательные программы, реализуемые
│ образовательными организациями
│
┌───────────────┐│ ┌─ условия реализации образовательного процесса,
│ Объект ├┘ │ сайты образовательных организаций и др.
│ независимой ├──┘
│оценки качества├──── результаты освоения обучающимися
│ образования ├─┐ образовательных программ
└───────────────┘ │
└── деятельность органов исполнительной власти субъектов
РФ, осуществляющих управление образованием, органов
местного самоуправления в части организации текущего
функционирования и развития образования
Рисунок 5 - Объекты независимой оценки качества образования
На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтинг) образовательных организаций.
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, детских садов, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней. Оценочные процедуры могут быть инициированы: учредителем, общественным советом при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти, региональной общественной палатой, общественными объединениями. Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, проявляют также сами граждане при обращении с соответствующим заказом в организации (к отдельным экспертам), осуществляющие такие процедуры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875