Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление

ее результатов

17. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом Ростехнадзора, в котором указываются:

вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная);

наименование объекта аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита;

состав аудиторской группы (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяющего);

срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

18. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается руководителем Ростехнадзора не позднее чем за 10 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.03.2017 N 82)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Программа аудиторской проверки (приложение N 2 к настоящему Положению) должна содержать:

тему аудиторской проверки;

сроки ее проведения;

наименование объекта аудита;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

20. Утратил силу. - Приказ Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

(п. 21 в ред. Приказа Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Ростехнадзором, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.

(п. 21.1 введен Приказом Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

22. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

23. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

(п. 23 в ред. Приказа Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (в случае непредставления объектом аудита информации, документов и материалов или представления неполного комплекта истребуемой информации, документов и материалов и (или) воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки, и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки) или продления (в случае позднего представления объектом аудита информации, документов и материалов; необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз, расследований) аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет руководителю Ростехнадзора служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.03.2017 N 82)

(см. текст в предыдущей редакции)

Аудиторская проверка может быть приостановлена (продлена) только один раз.

25. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, и не может превышать 20 календарных дней.

26. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое руководителем Ростехнадзора в соответствии со служебной запиской руководителя аудиторской группы (проверяющего), оформляется приказом Ростехнадзора, который доводится до сведения руководителя объекта аудита.

27. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, установленные приказом Ростехнадзора о проведении аудиторской проверки, с учетом срока приостановления.

28. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение N 3 к настоящему Положению).

29. Акт камеральной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим), и один экземпляр в течение 5 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

30. Акт выездной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) в зависимости от характера, объема и сложности выездной проверки:

в пределах объекта аудита - в сроки, установленные для проведения выездной проверки. Один экземпляр акта выездной проверки вручается руководителю объекта аудита под роспись;

за пределами объекта аудита - не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания выездной проверки, указанным в приказе Ростехнадзора о проведении проверки. Акт выездной проверки в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

К первому экземпляру акта выездной проверки прикладываются составленные и подписанные членами аудиторской группы справки по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

31. Акт комбинированной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим), и один экземпляр в течение 5 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

32. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной форме заказным почтовым отправлением с дублированием по электронной почте, адрес которой указан в сопроводительном письме, руководителю аудиторской группы (проверяющему).

33. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений в письменной форме рассматривает их обоснованность, дает по ним заключение в письменной форме, которое направляет объекту аудита заказным почтовым отправлением с дублированием по электронной почте, адрес которой указан в сопроводительном письме.

Копия заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

34. По результатам рассмотрения акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита в срок до 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения акта аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (приложение N 4 к настоящему Положению).

35. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (проверяющим) предложений и в установленный срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (приложение N 5 к настоящему Положению), с приложением копий подтверждающих документов.

36. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам аудиторских проверок осуществляется субъектом аудита.

37. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Ростехнадзором, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Ростехнадзором порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

38. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем субъекта аудита, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется руководителю Ростехнадзора. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Ростехнадзора принимает одно или несколько из следующих решений:

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

(в ред. Приказов Ростехнадзора от 15.03.2017 N 82, от 24.10.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 25 Правил.

(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

38.1. При принятии руководителем Ростехнадзора решения, предусмотренного абзацем вторым пункта 38 Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.

(п. 38.1 введен Приказом Ростехнадзора от 24.10.2018 N 519)

39. Решения руководителя Ростехнадзора, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.