III. Общие критерии формирования селективной государственной структурной политики

III. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЕКТИВНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

При формировании государственной селективной структурной политики предлагается ориентироваться на следующие критерии.

Первый. На расширенном заседании Совета Министров - Правительства Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были намечены конкретные направления государственной селективной структурной политики, в пределах которых и должна быть развернута работа по определению наиболее эффективных предприятий и районов в регионах, где формируемые на федеральном уровне финансовые средства дадут быструю и максимальную отдачу. Эти направления следующие:

топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;

обеспечение населения продовольствием и социальная поддержка слабо защищенных слоев населения;

стабилизация работы магистральных транспортных систем, связи и телекоммуникаций;

финансирование конверсии военного производства;

поддержка науки и научно-технического потенциала, способного к участию в активном преобразовании сферы материального производства.

По каждому из этих направлений должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в благоприятную сторону.

Следует обеспечить прямую ответственность за взятые у Минфина России или Центрального банка Российской Федерации финансовые средства для выбранных предприятий и хозяйств. Именно такая работа обеспечивает реальный переход от финансирования с федерального уровня "по площадям" к целевому селективному финансированию при конкретном прогнозе по кварталам 1993 года получаемой продукции в результате осуществления такой политики.

Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах государственного управления имела достаточно четкие финансовые ориентиры или определенные финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин России и Минэкономики России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации должны сформировать эти ориентиры в конкретных цифрах и довести их до соответствующих участников работы.

Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам продукции (товаров, услуг) для удовлетворения общегосударственных потребностей, сформированных на 1993 год. Эта продукция (товары, услуги) должна выкупаться государством по рыночным ценам у предприятий всех форм собственности и отражать один из важнейших элементов селективной структурной политики, так как государство конкретно заказывает продукцию и услуги и платит за них из бюджета. На 1993 год поставки уже сбалансированы с бюджетными средствами. Масштаб этих госпоставок сегодня небольшой и отражает решение тех задач, которые реализуются на основе Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд". Но намеченные на 1993 год объемы поставок для государственных нужд - это реальный практический критерий для формирования селективной структурной политики на 1993 и последующие годы. Естественно, что такую работу необходимо проводить, опираясь на Федеральную контрактную систему.

Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы государственного предпринимательства. В такую систему включаются предприятия, которые в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации отнесены к объектам, приватизация которых запрещена, а также неприватизированные предприятия, отнесенные к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Совета Министров - Правительства Российской Федерации или по решению Госкомимущества России (с учетом мнения отраслевых министерств). Таких неприватизированных предприятий, включая и явных монополистов, в 1993 и последующих годах будет еще работать большое количество. Из числа этих государственных предприятий также необходимо выбрать адресатов государственной селективной структурной политики, помочь им финансами и ориентировать их на производство необходимой продукции и оказание соответствующих услуг. Это должен быть достаточно четкий критерий. С ним необходимо детально разобраться прежде всего Госкомимуществу России и ГКАП России.

Пятый. Государственная селективная структурная политика может весьма эффективно стимулироваться всей денежно-кредитной системой страны, возглавляемой Центральным банком Российской Федерации. Необходимо организовать приоритетное прохождение платежных документов как в пределах Российской Федерации, так и в ближнее зарубежье по всем предприятиям и организациям, включенным в сферу действия селективной государственной структурной политики. Это будет не только весьма ощутимый стимул для предприятий, но и реальная поддержка селективной структурной политики со стороны системы Центрального банка Российской Федерации, что в свою очередь создаст условия для более быстрой и масштабной возвратности кредитных ресурсов, задействованных на этих предприятиях.

Шестой. Поскольку расширение отечественной экспортной базы и программа импортозамещения являются составной частью государственной селективной структурной политики, весьма важно активное и предметное участие в этой работе МВЭСа России. Основываясь на прогнозных оценках производства продукции с учетом воздействия государственной селективной структурной политики, Минэкономики России, МВЭСу России с участием Госкомсотрудничества России и ГТК России необходимо завершить разработку прогнозного внешнеторгового баланса страны, учитывающего торговлю со странами ближнего зарубежья. При этом следует ориентироваться на необходимость активного формирования "общего рынка" государств - участников Содружества, предусматривающего отсутствие таможенных барьеров между ними и осуществление единой таможенной политики с другими странами. Необходимо также определиться с тем, как через политику в области импорта активно воздействовать на отечественных производителей: какие предприятия на этом этапе защитить от внешней конкуренции, где она должна быть, но регулироваться, а где конкуренция не должна ограничиваться.

Седьмой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозом России. В данном случае не избежать распределения федеральных финансовых ресурсов в целом по регионам. Но крайне важно четко ориентироваться в этой работе на региональную специализацию сельскохозяйственного производства и его эффективность. Здесь концентрация ресурсов в эффективных сельскохозяйственных регионах может дать очень много. Но должен быть сразу продуман инструмент обратной связи с сельскими производителями, включая фермеров. К ним уже пошли федеральные деньги, известно, сколько и в какие адреса. С такой же точностью надо оценить объемы реализации сельскохозяйственной продукции и в рамках этих реалий вести практическую работу весь текущий год.

Восьмой. Необходимо подчеркнуть, что эта работа ведется не только на федеральном уровне - очень важна ее стыковка с республиканско-региональными уровнями и коммерческим сектором.

Девятый. При формировании и реализации государственной селективной структурной политики необходимо исходить из возможностей прежде всего финансово-кредитной системы. Именно она определяет, причем достаточно жестко, пределы селективного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Остальное - рынок и собственная инициатива предпринимателей, директоров, трудовых коллективов. Здесь должна быть определена важнейшая роль Госкомимущества России. Комитет должен обратить особое внимание на те предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики оказались один на один с рынком. Нужно начинать работать с такими предприятиями, не ждать и стараться не допускать их банкротства, а упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования.

Десятый. Следует в самые короткие сроки довести до всех разработчиков практических мер по реализации государственной селективной структурной политики в 1993 году материал по структурной политике, подготовленный в свое время специалистами Минэкономики России. Причем этот документ на данной стадии работы не должен восприниматься как окончательная директива или безусловное руководство к действиям. Он должен быть сегодня использован как дополнительный информационный материал для работы по этому направлению. Однако надо учитывать, что селективная структурная политика государства - это долговременная программа практических действий.

Необходимо всемерно использовать и расширять опыт Минфина России по организации доведения до предприятий, министерств, республик и регионов финансовых средств из государственного бюджета и других источников, но уже с принципиально новых позиций. Следует тщательно проработать систему финансово-экономических условий и требований при использовании централизованных средств, обратив особое внимание на меры контроля, а также предупреждения перекачки таких средств в фонды потребления предприятий и организаций.

В обязательном порядке необходимо согласованно использовать всю систему мер, уже разработанных и проводимых в жизнь Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, в предстоящей работе должна быть использована и развита вся положительная практика центральных органов федерального управления по регулированию производственных, социально-экономических и финансовых процессов в экономике в условиях переходного к рынку периода. Но при этом необходимо четко выдерживать курс на углубление экономических реформ и дальнейшее развитие рыночных отношений с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.