ОАО "ИНТЕР РАО - Электростанция"

2.

ОАО "ИНТЕР РАО - Электростанция"

В целом по акту

Методикой предусмотрено, что для оценки обоснованной заявки поставщика применяется метод доходности инвестированного капитала, однако терминология и структура затрат не соответствуют аналогичным показателям, определенным приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (методика RAB).

Принципиально не согласны с подходом Методики по уменьшению суммарных затрат поставщика на прогнозную прибыль от продажи электроэнергии.

Текущая конструкция оптового рынка электроэнергии и мощности предполагает использование рыночных механизмов для минимизации совокупной стоимости электроэнергии и мощности для потребителей и формирование наиболее эффективной структуры генерации.

При этом рынок электроэнергии решает задачу оптимизации использования имеющихся на текущий момент мощностей. Рынок мощности разработан для решения стратегических задач. Таких, как формирование региональных ценовых сигналов для развития генерации, потребления и сетей, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, стимулирование инвестиционного процесса в создание и модернизацию основных фондов. Таким образом, наибольшая прибыль должна концентрироваться на наиболее эффективных объектах генерации, стимулируя собственников выводить из эксплуатации или модернизировать устаревшее неэффективное оборудование, снижая таким образом стоимость электроэнергии для потребителей и одновременно обеспечивая отсутствие дефицита мощностей в долгосрочной перспективе.

Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта.

Изъятие прибыли от реализации электроэнергии при формировании заявки на мощность посредством механизма, применяемого в Методике, противоречит задачам, заложенным в модель рынка, больше всего влияет на новые и наиболее эффективные объекты генерации и существенно искажает ценовые сигналы на рынке мощности. Таким образом, собственники не заинтересованы в финансировании модернизации оборудования и повышении его эффективности, поскольку вся прибыль, полученная от работы такого оборудования, будет изъята на рынке мощности.

Кроме того, Методика содержит несимметричный подход к учету прибыли и убытков от продажи электроэнергии при оценке экономической обоснованности заявки поставщиков. Так, прогнозная прибыль вычитается из затрат поставщика, а убытки не добавляются к затратам поставщика (п. 6 Методики).

Это приводит к еще более необоснованному занижению экономически обоснованной величины заявки на продажу мощности в отношении генерирующих объектов, убыточных при продаже электроэнергии. Это в общем случае может привести к необоснованному снижению цены на мощность по результатам КОМ.

Кроме того, Методика содержит требование снижать экономически обоснованные затраты на величину прогнозной прибыли от продажи электроэнергии. При этом:

Не формализован подход к прогнозированию цен на электроэнергию, реализуемую каждым генерирующим объектом, что ведет к произвольности трактования корректности расчета экономического эффекта от реализации электроэнергии;

Не учитывается факт того, что до 35% от прогнозной выработки может быть реализовано по регулируемым договорам по тарифам, утвержденным ФСТ России, что приводит к завышению прогнозной прибыли и необоснованному снижению экономически обоснованной цены заявки.

Методика содержит двухэтапную проверку экономической обоснованности заявок поставщиков:

1 этап - это определение экономически обоснованной цены заявки поставщика исходя из его индивидуальных параметров (Раздел III)

2 этап - сравнение экономически обоснованной цены заявки поставщика, определенной на 1 этапе, со значением экономически обоснованной цены мощности в ЗСП (Раздел IV).

Считаем, что введение категории "экономически обоснованная цена в ЗСП" не имеет смысла, поскольку в ЗСП находится генерирующее оборудование различных типов и с различными технико-экономическими параметрами.

Это приводит к непрозрачности и непредсказуемости оценки экономически обоснованной величины заявки на мощность поставщика.