Документ не применяется. Подробнее см. Справку

V. Аренда государственного имущества с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения

V. Аренда государственного имущества

с возложением на арендатора обязательств по проведению

текущего и капитального ремонта арендуемого имущества

как механизм государственно-частного взаимодействия

в сфере здравоохранения

Правовой основой рассматриваемого механизма государственно-частного взаимодействия является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Арендодателем в рамках рассматриваемого механизма государственно-частного взаимодействия могут выступать организации здравоохранения субъектов Российской Федерации и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, а арендаторами - юридические и физические лица.

Пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан проводить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор - поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (если иное не установлено законом или договором аренды). Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает, что каждая из сторон договора аренды может взять на себя обязательства проводить текущий и (или) капитальный ремонт.

Кроме того, в статье 623 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится такое понятие как улучшения арендованного имущества, которые могут быть отделимыми или неотделимыми.

Улучшения, отделимые от арендуемого имущества без вреда для него, признаются отделимыми. Согласно пункту 1 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации такие улучшения являются собственностью арендатора (если иное не предусмотрено договором аренды).

Неотделимыми считаются улучшения, если их отделение нанесет вред арендованному имуществу (подпункты 2 и 3 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу того, что неотделимые улучшения нельзя отделить от самого объекта аренды, они в любом случае признаются собственностью арендодателя и переходят к нему либо по окончании срока аренды, либо сразу же по окончании работ по производству этих улучшений (по соглашению сторон).

Согласно пункту 2 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено применение такого же порядка заключения договоров аренды в отношении:

- недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

- недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

- имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды и перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утверждены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".

Отдельно следует обратить внимание на особенности предоставления медицинскими организациями имущества в аренду.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

Раздел 2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 устанавливает требования к размещению и территории лечебно-профилактических организаций.

Согласно Приложению 16 к СанПиН 2.1.3.2630-10 лечебно-профилактические организации - все виды организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых является амбулаторно-поликлиническая и/или стационарная медицинская помощь.

В силу пункта 2.3 раздела 2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 на участке лечебно-профилактической организации не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней.