В дополнение к данному документу издано Письмо Минпромторга России от 22.06.2022 N ЕВ-59038/15.

3. Организация ярмарок

3.1. В целях развития ярмарочной торговли, становления специализированного круга профессиональных организаторов ярмарок и профессиональных ярмарочных торговцев - участников ярмарок (как "фермеров", "производителей", так и обычных предпринимателей) необходимо применение двух способов организации регулярных ярмарок:

- организация ярмарок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления муниципальных образований, а также унитарными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями (в дальнейшем указанные ярмарки будут называться государственными или муниципальными ярмарками);

- организация ярмарок иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (профессиональными организаторами ярмарок).

3.2. Ярмарочные площадки подбираются организаторами ярмарок в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки. К этим местам относятся, в том числе:

- традиционные для населенного пункта местах массового скопления людей (городские площади, улицы, при ограничения движения транспорта, популярные пешеходные бульвары и т.п.);

- территории вблизи функционирующих крупных торговых объектов (торговые центры, гипермаркеты, супермаркеты, прочие крупные торговые объекты);

- оживленные улицы, удобно расположенные как для покупателей, так и для торгующих, при условии ограничения движения транспорта на них на время проведения ярмарки;

- исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок, места сложившегося сосредоточения магазинов и других торговых объектов.

Необходимо учитывать, что сосредоточение торговли в сложившихся местах прибавляет оборотов всем предприятиям торговли и торговым объектам, находящимся на этой территории, за счет привлечения дополнительных покупателей. Кроме того, торговля в сложившихся местах не создает дискомфорта жителям. В этой связи, необходимо максимально использовать потенциал сложившихся мест сосредоточения торговых объектов различных форматов, организуя ярмарки именно в таких местах.

Площадка ярмарки должна быть подготовлена организатором ярмарки для обеспечения возможности нормальной ярмарочной торговли, а также с учетом создания условий для соблюдения правил личной гигиены продавцов. На площадке должны быть установлены контейнеры для сбора мусора и биологических отходов, а также обеспечена их уборка и вывоз.

3.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют справочную общедоступную систему ярмарочных площадок, в которую включаются все площадки, на которых проводятся либо ранее проводились ярмарки, а также новые ярмарочные площадки, согласованные органом местного самоуправления по заявлению организатора ярмарки.

В системе ярмарочных площадок указываются адресные ориентиры площадки, ее площадь, возможность подключения к электросетям, примерное количество торговых мест, возможность осуществления торговли с автомашин, ограничения по периодам и времени работы ярмарки на данной площадке, ограничения по специализации ярмарки, а также иная информация, необходимая потенциальным организаторам или участникам ярмарок, а также гражданам.

Ярмарочные площадки (ярмарки) не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, формируемую в соответствии со ст. 10 Закона о торговле.

3.4. Торговые места на государственных или муниципальных ярмарках распределяются между участниками на основании их заявок, направляемых в адрес соответствующего органа власти - организатора ярмарки. Все поступающие заявки должны быть удовлетворены. В случае отсутствия свободных мест на указанной в заявке ярмарке, организатор должен предоставить продавцу на выбор имеющиеся свободные места на других ярмарках, либо, при невозможности, на следующей ярмарке в порядке очередности заявок. Нехватка торговых мест на ярмарках как системное явление не должна допускаться, учитывая достаточное количество в городах свободных пространств для организации достаточного количества ярмарок.

При устойчивом превышении количества заявок на участие в ярмарках над количеством торговых мест соответствующие органы власти должны принять меры к расширению существующих ярмарочных площадок или организации новых с целью удовлетворения спроса.

Государственные (муниципальные) ярмарки - общедоступная ярмарочная инфраструктура. Она должна быть ориентирована на удовлетворение всех поступающих заявок потенциальных участников ярмарок на предоставление торговых мест. Потенциальный участник ярмарки, обратившийся в соответствующий орган власти, должен гарантированно получить торговое место. Возникающий дефицит торговых мест приводит к ограничению конкуренции, сопряженному, как правило, со злоупотреблениями. В этой связи целесообразно, чтобы ярмарочные площадки для государственных (муниципальных) ярмарок были схожими между собой по привлекательности для осуществления торговли.

Ситуации, когда возникает конкурсный или иной отбор участников государственных или муниципальных ярмарок, не является нормальной, так как такие ярмарки призваны дать возможность всем желающим, соблюдающим установленные требования, осуществлять торговлю.

Для формирования профессиональных участников ярмарочной торговли целесообразно, чтобы торговые места на государственных и муниципальных ярмарках не поступали каждый раз в перераспределение, а определялись за конкретными участниками, которые смогут в таком случае на долгосрочной основе планировать свой бизнес и, соответственно, вступать в длительные договорные отношения с поставщиками и производителями. При этом участник, пропустивший ярмарочное мероприятие, может быть лишен места и должен получать его заново.

3.5. Принципы организации и функционирования ярмарок, организаторами которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (профессиональные организаторы), следующие:

Организатор обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления с заявлением о намерении провести разовую или проводить регулярную ярмарку. Организатор подбирает ярмарочную площадку для проведения ярмарки из системы ярмарочных площадок (пункт 3.3) либо предлагает новую площадку, отвечающую его требованиям и пригодную для проведения ярмарки. В этом случае организатор указывает адресные ориентиры новой площадки, необходимую площадь, период и время работы, а также иные требования к площадке;

Заявки организаторов ярмарок и их параметры (включая место и размер площадки, количество торговых мест, электроснабжение и т.д.) должны удовлетворяться в полном объеме, если заявление организатора соответствует условиям использования площадки, указанной в Системе ярмарочных площадок.

О возможности или невозможности проведения ярмарки с заявленными параметрами на новой площадке, не включенной в систему ярмарочных площадок, организатору должно быть сообщено заблаговременно, с указанием причин отказа и предложениями иного места, схожего по своей привлекательности с заявленным (при невозможности проведения).

Недопустимо необоснованно отказывать заявителям в организации ярмарок в предложенных местах или предлагать взамен заведомо непривлекательные для осуществления торговли (непроходные, "мертвые") места. Такими действиями перекрываются каналы сбыта товаров отечественным производителям, сокращается предложение товаров потребителю и, как следствие, нарушается конкуренция и ухудшается ценовая ситуация. Отказано в организации ярмарки может быть исключительно в случаях объективной невозможности размещения ярмарки в заявленном месте (обременение земельного участка, особые требования безопасности на данной территории и т.д.).

При наличии прав на земельный участок (собственность, аренда) и соответствующей категории и разрешенного использования земельного участка (не исключающих осуществление торговли) организаторы ярмарок организовывают их с согласия правообладателя земельного участка в установленном порядке.

Распределение торговых мест осуществляется профессиональным организатором ярмарки по его усмотрению, в том числе путем предоставления мест исключительно членам соответствующей ассоциации, союза, потребительского кооператива.

Вопрос о размере платы за участие в ярмарке, а также платы за предоставление лотка и иного торгового оборудования, решается организатором ярмарки самостоятельно. В случае, когда организатором ярмарки выступают органы власти или органы местного самоуправления, а также государственные или муниципальные организации и учреждения, размер и порядок взимания платы должен устанавливаться актом соответствующего органа власти, который должен быть опубликован на официальном сайте организатора ярмарки.

3.6. Недопустимо ограничивать размещение объектов ярмарочной торговли вблизи сетевых и иных стационарных магазинов - это вредит конкуренции и создает искусственные, "комнатные" условия для таких магазинов, не способствует их развитию с точки зрения качества продукции и торгового обслуживания.

Кроме того, размещение ярмарок вблизи существующих магазинов, в том числе крупных торговых центров, а также в местах сложившейся торговли, только стимулирует потребительскую активность, усиливает существующий покупательский поток для всех торговых точек и магазинов вблизи ярмарки. Предположение, что сосредоточение объектов торговли и ярмарки на одной территории ухудшает условия для магазинов, является ошибочным.

Ярмарки не в состоянии конкурировать с розничными сетями по ценам на одинаковую продукцию. Соответственно, ярмарки реализуют другие, не представленные в торговых сетях продукты, или товары иного качества и иных производителей, в том числе мелких и средних производителей, что расширяет ассортимент продукции на одной территории и служит интересам потребителей.

3.7. Ярмарки, за исключением разовых ярмарок, должны проводиться регулярно, становясь постоянной торговой инфраструктурой, образуя стабильные, а не эпизодические, каналы сбыта для производителей и способствуя формированию профессиональных и ответственных торговцев - участников ярмарок.

3.8. На сельскохозяйственных ярмарках должна быть предусмотрена возможность осуществления торговли с использованием автомашин и автомагазинов (мобильных торговых объектов), в том числе производителями продуктов питания и их дистрибьюторами.

Участнику ярмарки не может быть отказано в размещении собственного мобильного торгового объекта - автомагазина (автолавки, автоцистерны) на свободном месте на сельскохозяйственной или универсальной государственной или муниципальной ярмарке.

3.9. Организатор ярмарки может по отдельному договору предоставлять участнику ярмарки стандартный лоток и иное торговое оборудование.

Условия предоставления участнику ярмарки лотка и иного торгового оборудования на государственных (муниципальных) ярмарках должны утверждаться соответствующим органом власти и публиковаться в открытом доступе, в том числе на официальном сайте органа власти в Интернете.

Участнику ярмарки не может быть отказано в участии в государственной или муниципальной ярмарке со своим лотком и торговым оборудованием, если они технически исправны и имеют опрятный внешний вид.

3.10. Органы власти устанавливают общие (рамочные) требования к внешнему виду и оформлению ярмарок, которые любой организатор или участник ярмарки сможет выполнить, используя стандартные, широко распространенные типовые лотки, тенты, торговое оборудование, а также средства декора.