В дополнение к данному документу издано Письмо Минпромторга России от 22.06.2022 N ЕВ-59038/15.

2. Субъекты ярмарочной торговли

2.1. Субъектами ярмарочной торговли являются организаторы ярмарочной торговли, деятельность которых состоит в создании условий и возможностей для совершения торговых операций (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), и продавцы (участники ярмарки, ярмарочные торговцы), осуществляющие розничную торговлю с использованием оборудованных торговых мест, с использованием автомашин и автомагазинов, а также иных допускаемых средств и приспособлений в рамках проведения ярмарки, в том числе с рук.

2.2. Организаторами ярмарок могут быть:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения;

- иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе организации потребительской кооперации, ассоциации и союзы сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей продуктов питания, союзы и ассоциации, объединяющие субъектов торговой деятельности (торговые союзы), иные профильные предпринимательские объединения (далее - профессиональные организаторы ярмарок).

Поддержка формирования и развития профессиональных организаторов ярмарок является важной задачей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития ярмарочной торговли.

Основной деятельностью профессиональных организаторов ярмарок должна быть организация разнообразных, востребованных и интересных ярмарочных мероприятий и привлечение для участия в ярмарках максимального количества мелких субъектов торговли, а также производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей.

Как следствие, будут возникать новые и расширяться существующие каналы сбыта для отечественных производителей, увеличиваться предпринимательская активность, усиливаться конкуренция, а также улучшаться качество организации ярмарок, так как профессиональные организаторы ярмарок будут конкурировать между собой как за покупателя, так и за лучшие условия для участников.

Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны оказывать содействие профессиональным организаторам ярмарок в их желании самостоятельно организовывать ярмарки для своих членов и других желающих.

2.3. Продавцами на ярмарках могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе представители крестьянских (фермерских) хозяйств, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.

Однако, это не означает, что доступ на ярмарки должны иметь только местные производители или "только непосредственные производители", "только фермеры", а "перекупщики" устраняться от торговли.

Такая позиция противоречит сути экономических отношений. Производство и торговля - разные виды деятельности, и эффективно ими могут заниматься только профессиональные игроки независимо от их размера. Это в полной мере относится и к мелким хозяйствующим субъектам - как производителям, так и торговцам. Небольшие сельскохозяйственные производители, особенно в сезон уборки и закладки урожая, редко имеют возможность сами выехать в крупный город на рынок или ярмарку. Поэтому необходим широкий слой мелких предпринимателей - торговцев, а также потребкооперация и иные формы объединений, которые с минимальными издержками реализуют товар мелких производителей на рынках и ярмарках.

Слой специализированных мелких субъектов торговой деятельности, или "перекупщики" - важное звено в реализации продукции мелких и средних хозяйств и производителей. Без развития этого посреднического звена не произойдет развитие мелкого и среднего сельскохозяйственного производства.

В ряде сегментов розничная продажа традиционно эффективна, когда осуществляется самим производителем. В частности, это относится к торговле медом и продукцией пчеловодства, изделиями народных художественных промыслов, ремесленничества и кустарных производств.

Тем не менее, фермер, владелец личного подсобного хозяйства и иной производитель должен иметь возможность свободно получить нормальное место на ярмарке, если у него возникает желание или необходимость непосредственно продать свой товар. Такие участники являются, как правило, украшением любой ярмарки, и позитивно влияют на общий уровень цен на ярмарке, так как имеют более широкие возможности для торга и снижения цены.

В целях улучшения имиджа ярмарочной и рыночной торговли и устранения несоответствий с реальными отношениями в этой сфере целесообразно не применять к участникам ярмарок, не являющихся производителями, таких обозначений, как "перекупщик".