3. Характеристики, правила и процедуры осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета
3. Характеристики, правила и процедуры осуществления
последующего контроля за исполнением федерального бюджета
3.1. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в Минфине России осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 165 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации в части:
организации исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;
установления порядка ведения бюджетного учета и бюджетной отчетности;
представления бюджетной отчетности Российской Федерации в Правительство Российской Федерации;
управления государственным долгом Российской Федерации;
управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
предоставления межбюджетных трансфертов;
осуществления методологического руководства в области составления и исполнения федерального бюджета, организации нормативного и методологического обеспечения деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти;
3.2. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в Казначействе России осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 166.1 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации в части:
осуществления кассового обслуживания исполнения федерального бюджета;
распределения доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
осуществления управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;
доведения до главных распорядителей средств федерального бюджета представленных Минфином России бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета;
доведения до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленных Минфином России бюджетных ассигнований;
составления на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
3.3. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в Минэкономразвития России, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, проводится проверка и анализ осуществления следующих полномочий:
координация деятельности органов государственной власти и государственных корпораций при формировании и реализации ФАИП;
формирование, утверждение и внесение изменений в ФАИП;
распределение объема государственных капитальных вложений по государственным заказчикам в соответствии с основными параметрами федерального бюджета на очередной финансовый год;
составление и представление в Правительство Российской Федерации сводной информации о ходе реализации ФАИП;
3.4. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в главных администраторах доходов бюджета осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.1 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
представление сведений, необходимых для составления проекта бюджета;
представление сведений для составления и ведения кассового плана;
формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета;
осуществление начислений, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
3.5. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в главном распорядителе бюджетных средств осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 158 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;
внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
формирование и утверждение государственных заданий;
обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
формирование бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств;
3.6. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в распорядителе бюджетных средств осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 158 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
осуществление планирования соответствующих расходов бюджета;
распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;
внесение предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
3.7. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в подведомственных главному администратору средств федерального бюджета получателях бюджетных средств (казенных учреждениях) осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 161, 162 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
составление, утверждение и исполнение бюджетной сметы;
принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований;
внесение соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи;
формирование бюджетной отчетности и представление бюджетной отчетности получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
3.8. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в главном администраторе источников финансирования дефицита бюджета осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
осуществление планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
формирование бюджетной отчетности главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
3.9. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета в администраторе источников финансирования дефицита бюджета осуществляется проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2 и другими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
осуществление планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
обеспечение поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
формирование и представление бюджетной отчетности;
3.10. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета следует руководствоваться статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащих нормы в части исполнения федерального бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе:
статьи 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей основы исполнения федерального бюджета по доходам;
статей 219, 220.1, 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих порядок исполнения федерального бюджета по расходам;
статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;
статьи 306.1 - 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения, виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение.
3.11. Таким образом, при осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета главные администраторы средств федерального бюджета проверяются как:
главные администраторы доходов федерального бюджета;
администраторы доходов федерального бюджета;
главные распорядители средств федерального бюджета (федеральные государственные органы, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета);
распорядители средств федерального бюджета;
получатели средств федерального бюджета;
главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Кроме того, Минфин России, Казначейство России и Минэкономразвития России проверяются:
Минфин России - как федеральный орган государственной власти, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета, обладающий бюджетными полномочиями и несущий ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Казначейство России - как федеральный орган государственной власти, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета;
Минэкономразвития России - как федеральный орган государственной власти, обладающий функцией по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.
3.12. При осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета необходимо провести проверку и анализ исполнения доходов федерального бюджета за отчетный финансовый год.
Проверка и анализ исполнения доходов федерального бюджета за отчетный финансовый год предусматривает:
анализ показателей, содержащихся в предложениях главного администратора доходов федерального бюджета по формированию прогноза поступлений доходов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и к проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;
анализ изменений, внесенных в прогноз поступлений доходов, и полноты выполнения доходов федерального бюджета по показателям, учтенным в уточненном прогнозе поступлений доходов в федеральный бюджет за отчетный финансовый год;
анализ информации о видах и объемах доходов по годам (отчетный год и два года, предшествующие отчетному году), поступивших в федеральный бюджет, прогноз по которым не устанавливался, и причины не включения указанных доходов в прогноз;
проверку соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета по доходам показателям, утвержденным прогнозом поступления доходов в федеральный бюджет за отчетный финансовый год;
проверку достоверности отчетности об исполнении доходов федерального бюджета;
проверку соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при исполнении доходов федерального бюджета;
анализ нарушений и недостатков при исполнении доходов федерального бюджета, в учете и отчетности главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета;
анализ причин неисполнения планируемых доходов федерального бюджета за отчетный финансовый год по главным администраторам доходов федерального бюджета, выявление резервов в планировании и исполнении доходов федерального бюджета;
распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
анализ выявленных резервов дополнительных поступлений доходов в федеральный бюджет;
проверку объема невыясненных поступлений на начало и конец отчетного периода, их зачисление в федеральный бюджет в отчетном году. Проверку организации работы по уточнению невыясненных поступлений;
качество администрирования доходов, включая оценку объема и количества возвратов (возмещения) и сумм уплаты процентов при нарушении срока возврата (возмещения) плательщику излишне уплаченных (взысканных) платежей;
анализ объемов выпадающих доходов от применения налоговых льгот и освобождений.
3.13. При осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета необходимо провести проверку и анализ исполнения федерального бюджета по расходам за отчетный финансовый год.
3.13.1. Проверка и анализ исполнения федерального бюджета по расходам за отчетный финансовый год предусматривает:
анализ обоснований бюджетных ассигнований на отчетный финансовый год и плановый период при их составлении и рассмотрении в Минфине России;
анализ перечня несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период главными распорядителями средств федерального бюджета (при необходимости информация запрашивается в Минфине России и (или) в главных распорядителях средств федерального бюджета);
анализ изменений, внесенных в федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период, в сводную бюджетную роспись;
проверку своевременности и полноты доведения лимитов бюджетных обязательств, соблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета требований по распределению по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
проверку соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенным учреждением, а также находящихся в ведении главного распорядителя казенными учреждениями, законность и обоснованность внесения изменений в сметы;
проверку соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета по расходам показателям, утвержденным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и сводной бюджетной росписью (с изменениями);
проверку достоверности отчетности об исполнении расходов федерального бюджета;
проверку соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при исполнении расходов федерального бюджета;
анализ нарушений и недостатков при исполнении расходов федерального бюджета;
анализ и проверку выполнения показателей, характеризующих кассовое исполнение федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности). Анализ исполнения расходов федерального бюджета по видам расходов классификации расходов федерального бюджета и кодам операций сектора государственного управления;
проверку исполнения бюджетной сметы казенного учреждения, а также соответствие произведенных расходов бюджетной классификации;
анализ исполнения публичных нормативных обязательств, действовавших в отчетном финансовом году;
анализ равномерности кассовых расходов в течение финансового года, анализ причин неравномерного исполнения;
анализ неиспользованных объемов бюджетных ассигнований с комплексной оценкой причин неисполнения федерального бюджета, выявление резервов в планировании и исполнении федерального бюджета;
проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта 2014 г. N 15К (961), проверяются и анализируются:
- организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок; - законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;
- эффективность и результаты использования бюджетных средств;
- система ведомственного контроля в сфере закупок;
- система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком;
- проанализировать условия государственных контрактов, исполняемых в отчетном году, на предмет соблюдения ограничений установленных по размеру авансовых платежей;
проверку выполнения федеральными государственными унитарными предприятиями требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупочной деятельности за счет средств, предоставленных им из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности;
проверку и анализ результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели.
3.13.2. Проверка достоверности учета и отчетности за отчетный финансовый год предусматривает:
проверку соблюдения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, в том числе:
достоверность, полноту и своевременность отражения в бюджетной отчетности информации о состоянии активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих активы и обязательства Российской Федерации;
достоверность, полноту и своевременность отражения в бюджетной отчетности объектов имущества казны Российской Федерации;
анализ результатов инвентаризации активов и обязательств, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оформления результатов инвентаризации;
наличие утвержденной учетной политики;
соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (выборочно);
своевременность отражения фактов хозяйственной жизни и результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета (выборочно);
соблюдение сроков представления и состава бюджетной отчетности, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.13.3. Комплексная проверка исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы на отчетный финансовый год предусматривает:
оценку координации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций деятельности органов государственной власти и государственных корпораций при формировании и реализации ФАИП, соблюдения порядка формирования, утверждения и внесения изменений в ФАИП;
оценку хода и результаты строительства (приобретения) объектов, проведения проектных и изыскательских работ;
проверку и анализ хода и результатов исполнения главными распорядителями средств федерального бюджета бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию в рамках ФАИП бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), а также субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и в объекты муниципальной собственности;
проверку представляемой Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации сводной информации о ходе реализации ФАИП;
оценку уровня контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций и главными распорядителями средств федерального бюджета за исполнением ФАИП;
оценку осуществления мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов.
3.13.4. Оценка объемов и объектов незавершенного строительства по главному распорядителю средств федерального бюджета и организациям, находящимся в его ведении, получавшим на цели строительства объектов бюджетные ассигнования из федерального бюджета, включает:
оценку объема и количества объектов незавершенного строительства, включая проектную документацию, разработанную за счет средств федерального бюджета, с использованием которой не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства) и не предполагается их дальнейшее возведение, по федеральным органам государственной власти, находящимся в их ведении федеральным казенным, бюджетным, автономным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, по наиболее значимым федеральным учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, а также находящимся в их ведении организациям;
оценку и систематизацию причин несоблюдения сроков ввода объектов в эксплуатацию;
анализ результатов инвентаризации незавершенного строительства и вложений в объекты недвижимого имущества;
анализ бухгалтерской, бюджетной, статистической отчетности по отражению сведений об объектах незавершенного строительства, объемах вложений в объекты незавершенного строительства;
оценку мер, принимаемых главными распорядителями средств федерального бюджета по своевременному завершению капитального строительства.
3.13.5. Оценка эффективности использования средств федерального бюджета в отчетном финансовом году.
Оценка эффективности использования средств федерального бюджета в отчетном финансовом году в разрезе государственных программ в соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации), предусматривает:
оценку степени достижения целей и решения задач государственной программы;
оценку степени достижения целей и решения задач подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в государственную программу;
оценку степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и мероприятий федеральных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации;
оценку степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценку эффективности использования средств федерального бюджета.
В ходе проверки эффективности использования средств федерального бюджета осуществляется также:
оценка уровня исполнения расходов по сравнению с бюджетными ассигнованиями на очередной финансовый год, предусмотренными в обоснованиях бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год, а также с учетом внесенных изменений;
анализ результатов проведения конкурсов и аукционов на заключение государственных контрактов и оценка полученной экономии при их проведении;
оценка эффективности расходов инвестиционного характера;
анализ объемов остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов, не возвращенных в федеральный бюджет, или возвращенных в федеральный бюджет по причине перечисления указанных средств в конце отчетного года.
анализ эффективности расходов с учетом динамики уровня дебиторской задолженности;
оценка эффективности использования субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В целях определения эффективности использования средств федерального бюджета проводится сопоставление данных за ряд лет по использованию средств федерального бюджета, выделенных под конкретные показатели, характеризующие основную деятельность проверяемых объектов.
3.14. Проверка и анализ дебиторской задолженности предусматривает:
анализ общих объемов дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января следующего за отчетным финансовым годом, в том числе дебиторской задолженности по видам доходов, по выданным авансам, образованной по средствам на расходы инвестиционного характера, включая капитальные вложения;
анализ долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности;
проверку наличия расхождений показателей объема дебиторской задолженности на начало года (форма 0503130 "Баланс исполнения бюджета" за отчетный финансовый год по сравнению с аналогичными показателями на конец отчетного периода (форма 0503130 "Баланс исполнения бюджета" за год, предшествующий отчетному). Проанализировать и получить объяснения причины выявленных расхождений;
анализ результатов инвентаризации числящейся на балансе дебиторской задолженности;
анализ причин образования дебиторской задолженности, а также принимаемые меры по ее погашению. Провести анализ динамики дебиторской задолженности за проверяемый год в сравнении с двумя предыдущими годами;
детальный анализ содержания и динамики имеющейся дебиторской задолженности главного распорядителя средств федерального бюджета в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах 020500, 020600, 020800, 020900, 021000, 030300 бюджетного учета, а при необходимости по соответствующим счетам аналитического учета указанных балансовых счетов;
анализ безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, в том числе необходимо проверить и проанализировать меры, принятые по ее сокращению;
установление фактов осуществления авансовых платежей по государственным контрактам в размере, превышающем 30% общей цены контракта, анализ информации, содержащейся в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по проведению инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, направленным Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством главным распорядителям средств федерального бюджета письмом от 10 декабря 2015 г. N 02-07-07/73609/07-04-05/02-848;
анализ просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам по срокам образования;
анализ информации, содержащейся в приложении N 3 к Методическим рекомендациям по проведению инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета;
выборочный анализ информации о дебиторской задолженности по крупным государственным контрактам (соглашениям), заключенным на сумму свыше 1 млрд. рублей.
3.15. Проверка и анализ кредиторской задолженности предусматривает:
анализ общих объемов кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января следующего за отчетным финансовым годом;
анализ долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности;
проверку наличия расхождений показателей объема кредиторской задолженности на начало года (форма 0503130 "Баланс исполнения бюджета" за отчетный финансовый год по сравнению с аналогичными показателями на конец отчетного периода (форма 0503130 "Баланс исполнения бюджета" за год, предшествующий отчетному). Проанализировать и получить объяснения причины выявленных расхождений;
анализ причин образования кредиторской задолженности, а также принимаемые меры по ее погашению;
детальный анализ содержания и динамики имеющейся кредиторской задолженности главного распорядителя средств федерального бюджета, в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах 020500, 020800, 020900, 030200, 030300 и 030400 бюджетного учета, а при необходимости по соответствующим счетам аналитического учета указанных балансовых счетов.
3.16. Проверка и анализ использования субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям (государственной компании), взносов в уставные капиталы юридическим лицам предусматривает:
установление и анализ критериев для включения в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2746-р перечень субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносов в уставные капиталы юридических лиц, которые в 2015 году подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства России в учреждениях Банка России;
проверку соблюдения территориальными органами Федерального казначейства установленного частью 1 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносов в уставные капиталы юридических лиц, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2746-р);
анализ обоснованности открытия юридическим лицам лицевых счетов для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, в органах Федерального казначейства;
проверку кассового исполнения расходов федерального бюджета по внесению взносов в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включая вопросы перечисления взносов в уставные капиталы указанным юридическим лицам на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2746-р), использования объемов и направлений взносов, достижения установленных целей по состоянию на 1 января 2016 года, использования указанных средств, полученных в предшествующие периоды, размещения средств на депозитных счетах в коммерческих банках, а также обоснованности включения (изменения) указанных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и внесении в него изменений;
проверку кассового исполнения расходов федерального бюджета по внесению имущественных взносов Российской Федерации в государственные корпорации и государственную компанию, анализ уровня исполнения по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, эффективности их использования организациями с государственным участием, достижения установленных целей по состоянию на 1 января 2016 года, а также обоснованности включения (изменения) указанных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год, внесении в него изменений;
проверку кассового исполнения расходов федерального бюджета по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений, субсидий государственным корпорациям (государственной компании) в форме имущественных взносов Российской Федерации), включая вопросы использования объемов и направлений субсидий, достижения установленных целей по состоянию на 1 января 2016 года, использования указанных средств, полученных в предшествующие периоды, размещения средств на депозитных счетах в коммерческих банках, а также обоснованности включения (изменения) указанных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и внесении в него изменений;
проверку отчетности об использовании юридическими лицами, не являющимися федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, средств взносов в уставные капиталы, государственными корпорациями - средств имущественных взносов Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета, юридическими лицами субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений, субсидий государственным корпорациям (государственной компании) в форме имущественных взносов Российской Федерации), в том числе сведений о размещении указанных средств на депозитных счетах в коммерческих банках, объеме остатков указанных средств, образовавшихся на счетах юридических лиц по состоянию на 31 декабря 2015 года, в том числе в разрезе целей их предоставления;
проверку наличия и содержания сведений о достижении в 2015 году установленных целей предоставления из федерального бюджета юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, средств взносов в уставные капиталы, государственным корпорациям и компании - средств имущественных взносов Российской Федерации, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений, субсидий государственным корпорациям (государственной компании) в форме имущественных взносов Российской Федерации), результатах использования указанных средств федерального бюджета, включая остатки средств, полученных в предшествующие периоды на те же цели;
установление объема полученных доходов от размещения средств субсидий на депозитных и иных счетах в кредитных организациях;
проведение детального анализа условий размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях;
проверку наличия остатков средств по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, источником образования которых являются не использованные в отчетном финансовом году субсидии из федерального бюджета, предоставленные юридическим лицам, государственным корпорациям (компании), бюджетные инвестиции юридическим лицам (далее - остатки целевых средств), а также проверить соблюдения порядка перечисления остатков целевых средств, сложившихся по состоянию на 1 января текущего года, на счета Федерального казначейства, в том числе:
проверку соблюдения сроков (не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным) перечисления остатков целевых средств (субсидий) организациями со счетов, открытых в Центральном банке РФ, в кредитных организациях на счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в соответствии с уведомлением главного распорядителя средств федерального бюджета;
установление объема остатков целевых средств по состоянию на 1 января 2016 года, находящиеся на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, источником образования которых являются предоставленные из федерального бюджета и не использованные в отчетном финансовом году субсидии, бюджетные инвестиции юридическим лицам и взносы в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ.
проверку анализа предложений главных распорядителей средств федерального бюджета в части формирования перечня договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям (компании), и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации на которые не распространяются требования о казначейском сопровождении договоров на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций.
проверку обоснованности предложений главных распорядителей средств федерального бюджета по средствам, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, по которым распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 99-р установлено нераспространение на них требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" в части перечисления остатков средств по состоянию на 1 января 2016 года на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства.
3.17. Проверка и анализ формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов предусматривает:
установление объемов неиспользованных на 1 января отчетного финансового года остатков межбюджетных трансфертов;
проведение анализа соблюдения бюджетного законодательства, постановления Правительства Российской Федерации о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год в части обеспечения органами государственной власти субъектов Российской Федерации возврата в установленные сроки в федеральный бюджет остатков межбюджетных трансфертов;
проверку правомерности принятых решений о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий, и иных межбюджетных трансфертов;
установление своевременности утверждения Правительством Российской Федерации распоряжений о распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
установление объема нераспределенных субсидий из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации;
проверку и анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе соблюдение условий и сроков распределения и перечисления субсидий из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации);
проверку обеспечения своевременности возврата в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов, по которым принято решение о наличии потребности в их направлении на те же цели;
проверку обоснованности и своевременности заключения соглашения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов;
определение количества и объемов изменений в течение финансового года по предоставленным из федерального бюджета субсидиям, причины корректировок, сопоставление с первоначальными данными и уровнем исполнения;
проверку и анализ исполнения межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов;
проверку и анализ исполнения межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам государственных внебюджетных фондов;
проверку соблюдения сроков и порядка представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты; анализ результатов оценки эффективности использования субсидий субъектами Российской Федерации, проведенными главным распорядителем средств федерального бюджета;
проверку осуществления главным распорядителем средств федерального бюджета контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации условий, целей и порядка представления субсидий из федерального бюджета.
3.18. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
3.19. Проверка и анализ исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год в части источников финансирования дефицита федерального бюджета предусматривает:
анализ структуры источников внутреннего и внешнего финансирования федерального бюджета;
проверку соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при исполнении федерального бюджета в части источников финансирования дефицита федерального бюджета (включая государственные гарантии, займы международных финансовых организаций);
проверку соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета утвержденным показателям;
проверку и анализ уровня исполнения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета с установлением фактического объема поступления средств, а также фактического объема выплат в разрезе источников финансирования дефицита федерального бюджета, сопоставление с показателями сводной бюджетной росписи (с изменениями) с анализом причин отклонений;
проверку исполнения государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в случае, если их исполнение гарантом ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, и сопоставление с показателями Программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на отчетный финансовый год и сводной бюджетной росписи;
проверку и анализ планирования и результатов исполнения программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на отчетный финансовый год (включая анализ средневзвешенной доходности государственных ценных бумаг Российской Федерации, сроков до погашения, объемов размещения и др. параметров, анализ результатов проведенных некассовых операций);
проверку и анализ планирования и результатов исполнения программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на отчетный финансовый год;
анализ изменений (увеличение, уменьшение) остатков средств федерального бюджета и причин их образования, определение объема и структуры этих остатков на начало и конец отчетного финансового года, причин расхождений показателей остатков по состоянию на начало проверяемого периода и на конец года, предшествующего отчетному;
проверку достоверности бюджетной отчетности главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
3.20. Проверка и анализ формирования, управления и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предусматривает:
оценку полноты и своевременности формирования в отчетном финансовом году Резервного фонда, Фонда национального благосостояния за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, и доходов от управления средствами фондов, а также использования средств фондов;
проверку соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при формировании, управлении и использовании средств фондов;
проверку и анализ изменения совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
проверку и анализ запланированных и фактически поступивших доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
проверку и анализ курсовой разницы по средствам Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на счетах по учету средств фондов;
анализ доходности размещения средств фондов на счетах в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
проверку соблюдения законодательства и эффективности размещения средств ФНБ в финансовые активы юридических лиц, реализующих самоокупаемые инфраструктурные проекты;
оценку осуществления мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния.
3.21. Проверка и анализ состояния государственного долга Российской Федерации и долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией предусматривает:
проверку и анализ объема и структуры государственного долга Российской Федерации за отчетный финансовый год, сопоставление достигнутых показателей объема государственного внутреннего и внешнего долга с установленными законом о федеральном бюджете предельными значениями государственного внутреннего и внешнего долга;
проверку обоснованности показателей объема и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января следующего за отчетным финансовым годом;
проверку и анализ исполнения программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
проверку и анализ изменения объема и структуры долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, динамики объемов просроченной задолженности, приведение перечней иностранных государств, осуществивших в отчетном финансовом году погашение задолженности перед Российской Федерацией, а также имеющих по состоянию на конец отчетного финансового года задолженность перед Российской Федерацией.
3.22. Проверка и анализ эффективности и результативности распоряжения, использования и управления федеральной собственностью предусматривает:
проверку состояния учета федерального имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления и своевременности передачи необходимых сведений об имуществе в территориальные органы Росимущества для учета в реестре федерального имущества;
установление объектов государственной собственности, находящихся в реестре федерального имущества, и определение количества объектов, по которым права еще не оформлены;
проверку и анализ объемов доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, анализ объема задолженности по уплате дивидендов;
анализа объемов поступивших платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий в виде доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий, анализ объема задолженности по перечислению части чистой прибыли;
3.23. Проверка и анализ исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период в разрезе статей обеспечивается направлениями деятельности Счетной палаты в соответствии с закреплением ответственных за обеспечение контроля исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты. Результаты проверки и анализа отражаются в форме, приведенной в приложении N 5 к настоящему Стандарту.
3.24. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета главными администраторами бюджетных средств необходимо провести проверку и анализ соблюдения требований норм статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащей полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (организация и проведение осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита", утвержденным Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 июля 2015 г. N 32К (1043).
3.25. При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета главными администраторами средств федерального бюджета оценивается качество осуществляемого ими финансового менеджмента по следующим группам показателей:
среднесрочное финансовое планирование;
уровень дебиторской и кредиторской задолженности;
ФАИП, незавершенное строительство;
уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля;
выполнение государственных заданий;
3.26. Порядок работы с прикладными программными комплексами ИТКС Счетной палаты при проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период и подготовке заключений Счетной палаты.
При проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период используется информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации (ИАС УВГА)", а также прикладной программный комплекс аналитических и сводных отчетов по результатам ревизии исполнения бюджета (далее - ППК "ПОЛИГОН СП") и реализованные в нем комплексы программных средств: "КПС СВОД" и "КПС РОСПИСЬ".
Для работы с данными комплексами Сводный департамент предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета в соответствии со структурой федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период разрабатывает аналитические таблицы, предусмотренные приложением к настоящему Стандарту. Департамент автоматизации информационного обеспечения загружает в базу данных Счетной палаты информацию с последующим отражением соответствующих данных в электронных макетах таблиц, подготавливаемых Департаментом автоматизации информационного обеспечения:
показатели федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период (с изменениями и дополнениями);
показатели прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет (в разрезе главных администраторов доходов по видам доходов, а также в разрезе видов доходов);
показатели утвержденной сводной бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи с учетом изменений на отчетный финансовый год;
лимиты бюджетных обязательств;
показатели годовой бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета;
данные годового отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, представляемые Минфином России и Казначейством России в Счетную палату;
Департамент автоматизации информационного обеспечения обеспечивает доступ направлений деятельности Счетной палаты и Сводного департамента предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета к указанным макетам комплексам.
Для обеспечения функционирования комплекса программных средств Департамент автоматизации информационного обеспечения обеспечивает ввод следующей информации:
к 1 января - данные федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период, показатели прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, утвержденной сводной бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи (с учетом изменений) на отчетный финансовый год;
к 1 марта - предварительные данные отчетности Казначейства России;
по мере поступления обеспечивается ввод показателей бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, который завершается к 5 апреля;
к 25 мая - окончательные данные отчетности Казначейства России;
к 10 июня - данные отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также обеспечивает доступ к указанной информации направлений деятельности Счетной палаты и Сводного департамента предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета.
Кроме того, Департамент автоматизации информационного обеспечения осуществляет:
актуализацию базы данных по мере поступления от главных администраторов средств федерального бюджета, Минфина России, Казначейства России, МОУ Казначейства России, уточненных электронных версий форм годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год и годового отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
формирование сводных отчетов на основе годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемых в электронном виде по запросам Счетной палаты;
сопоставление сводных отчетов с показателями годового отчета об исполнении федерального бюджета, представляемого в электронном виде по Соглашению об информационном взаимодействии между Минфином России и Счетной палатой.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875