Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Образец экзаменационного билета по русскому языку для проведения ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)

Образец экзаменационного билета по русскому языку

для проведения ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд, который стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда полна...

У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушка. Кто-то из ребят хватает ее под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается трагедия! Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина - вся, до единой ягодки. Поезд тронулся. Бабка потрясенно смотрела на уплывающее красное пятно малины.

Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Сухие, сморщенные губы дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.

Ей поспешно освободили место. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье...

На разъезде в вагон вваливаются три рыбака. Они усаживаются подле бабки, поскольку только подле нее и есть свободные места. Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.

"Ну-ну! - удивился рыбак и повернулся к бабке, все так же отчужденно и без интереса смотревшей в окно. - Как же это тебя, бабусь, угораздило?! Экая ты неловкая!"

И тут бабка не выдержала, подскочила:

- Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране...

Она внезапно сникла, как и взъерошилась.

Рыбак неловко прокашлялся, подумал и, что-то обмыслив, хлопнул себя по лбу, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:

- Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, - хитро, со значением прищурился рыбак, - подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо. Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечен бабкин туес. "Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обеднеете, а бабусе радость будет!" - дал команду рыбак.

И потекла малина в туес, по горсти, по две. И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени. Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, все повторяла: "Да милыя, да родимыя!.. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои!.."

(По В.П. Астафьеву)

Задания

1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2) Расскажите об имени числительном как части речи. Каково грамматическое значение и морфологические признаки имени числительного? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в тексте не менее 2-х примеров имени числительного. Обоснуйте свой выбор.

3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в оформлении прямой речи. Найдите в тексте 2 примера предложений с прямой речью, объясните особенности постановки знаков препинания.