VII. Требования к условиям реализации образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

ИСКУССТВ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ИОП в ОИ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ИОП в ОИ.

Перед началом разработки ИОП в ОИ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ИОП в ОИ образовательная организация:

имеет право с учетом специфики работы с одаренными детьми и их ранней профессионализацией использовать для формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей обучающихся программы учебных предметов, входящих в предметные области "Искусство" и "Технология", и курсов внеурочной деятельности;

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ИОП в ОИ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи обучающихся;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие школьного и студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ИОП в ОИ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <7>.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.

7.3. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по ИОП в ОИ в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования <8>.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<8> Часть 15 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263).

7.4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения углубленного уровня составляет от 36 до 40 академических часов в неделю.

7.6. Утратил силу. - Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.10. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <9>.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<9> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, 6924).

7.11. Реализация ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) требует наличия в образовательной организации обучающихся по нижеперечисленным инструментам, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации данной образовательной программы:

оркестровые струнные инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа);

оркестровые духовые и ударные инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты;

инструменты народного оркестра - домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара (возможно гусли, гармонь).

7.12. Образовательная организация должна обеспечивать подготовку специалистов на базе учебных оркестров (симфонического, камерного, духового, народных инструментов), сформированных из обучающихся по ИОП в ОИ. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более, чем на 20 процентов.

7.13. При приеме на обучение по ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы:

не менее 4 человек по виду инструмента - Фортепиано;

не менее 2 человек по виду инструмента - Орган;

от 5 человек по виду инструментов - Оркестровые струнные инструменты;

от 5 человек по виду инструментов - Оркестровые духовые и ударные инструменты;

от 5 человек по виду инструментов - Инструменты народного оркестра;

от 5 человек по виду инструментов - Национальные инструменты народов России.

Прием на обучение по видам инструментов: Оркестровые струнные инструменты, Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра осуществляется с учетом полной комплектации всех оркестровых групп.

7.14. При разработке ИОП в ОИ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по учебным предметам, дисциплинам и профессиональным модулям ИОП в ОИ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 академических часов.

7.15. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:

групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного класса (курса) одной или нескольких специальностей;

по дисциплинам "Музыкальная литература", "Народная музыкальная культура" - не более 15 человек;

мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек;

индивидуальные занятия - 1 человек.

Количество преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих образовательный процесс по ИОП в ИО должно составлять не менее 1 преподавателя на 4-х обучающихся в очной форме обучения.

7.16. При реализации ИОП в ОИ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам:

"Специальный инструмент" по видам инструментов: Оркестровые струнные, Оркестровые духовые и ударные, Инструменты народного оркестра, Национальные инструменты народов России;

"Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Фортепиано, Орган;

"Ансамбль" по видам инструментов: Оркестровые струнные, Оркестровые духовые и ударные инструменты;

На дисциплины учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом не более 50 процентов от объема времени, отведенного на аудиторные занятия по данному виду практики.

7.17. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практикоориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

Производственная практика состоит из 2 этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Производственная (по профилю специальности) и учебная практики проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика (по профилю специальности) включает исполнительскую и педагогическую практики:

исполнительская практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений;

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

педагогическая практика проводится рассредоточенно на 1 и 2 курсах в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте под руководством преподавателя, в форме наблюдательной практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации.

Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточенно в течение III - IV семестров в форме практических занятий под руководством преподавателя с целью подготовки дипломной работы. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 27.03.2025 N 239)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учебная практика (исполнительская) проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме учебно-практических аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы профессионального модуля "Исполнительская деятельность" (по видам инструментов) <10>.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<10> Дисциплины учебной практики представлены в разделе VI. Требования к структуре образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, таблица 2.

Учебная практика по педагогической работе проводится под руководством преподавателя.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самого учебного заведения.

7.18. Реализация ИОП в ОИ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ИОП в ОИ.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.

7.19. Психолого-педагогические условия реализации ИОП в ОИ должны обеспечивать:

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения;

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, поддержка одаренных детей, просвещение).

7.20. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.

Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.

(п. 7.20 в ред. Приказа Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.21. Требование к финансовым условиям реализации ИОП в ОИ:

финансовое обеспечение реализации ИОП в ОИ должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <11> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

(п. 7.21 в ред. Приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<11> Бюджетный кодекс Российской Федерации.

7.22. Образовательная организация, реализующая ИОП в ОИ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.