Обучение в структурном образовательном подразделении ДДИ

В соответствии со статьями 27 и 31 Закона об образовании в Российской Федерации организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения на базе создаваемых специализированных структурных образовательных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

При этом одним из предметов уставной деятельности ДДИ становится предоставление образовательных услуг с обязательным лицензированием образовательной деятельности на основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; дополнительные образовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Организация образовательного процесса в образовательном подразделении ДДИ возможна при отсутствии общеобразовательных организаций в зоне доступности. Зона доступности должна определяться уполномоченными органами в сфере образования субъектов Российской Федерации. Критериями доступности могут быть максимально допустимые временные затраты на доставку, в том числе перевозку, детей в образовательную организацию, соответствующие психофизическим особенностям детей.

Образовательная деятельность структурного образовательного подразделения по соответствующим программам организуется и осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014, и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015.

Структура, объем, условия реализации и результаты освоения общеобразовательных программ должны соответствовать действующим федеральным государственным стандартам. В настоящее время действуют следующие федеральные государственные стандарты:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155,

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373,

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897,

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона об образовании в Российской Федерации в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС ОВЗ) образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.

В настоящее время осуществляется разработка ФГОС ОВЗ и механизмов его внедрения, которые будут реализовываться как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам, так и в инклюзивных образовательных организациях.

ФГОС является единым для каждой категории обучающихся и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей. Концепция предполагает разработку на основе стандарта четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, которая может быть осложнена другими сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, соматическими и другими расстройствами, предусмотрена разработка отдельного варианта образовательного стандарта (вариант стандарта Д).

При овладении данным вариантом стандарта итоговые достижения ребенка определяются его индивидуальными возможностями, а максимальное значение отводится развитию жизненной компетенции и должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, привитию определенных трудовых навыков, расширению и увеличению объема повседневных социальных контактов в доступных для них пределах.

Вариант Д может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также посредством реализации сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе и организациям социального обслуживания, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению оказывают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Консультативную помощь организациям социального обслуживания и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ оказывают ПМПК и образовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ.

При организации дополнительного образования детей-инвалидов, воспитывающихся в ДДИ, следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Согласно приказу Минобрнауки России от 14 октября 2013 года N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" воспитанникам ДДИ, завершившим обучение, выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца.

Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать органам управления образованием и органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации принятие исчерпывающих мер по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для воспитанников ДДИ посредством зачисления всех детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, в образовательные организации, обеспечения учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработки адаптированных образовательных программ, учебных планов, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ДДИ и образовательных организаций по вопросам образования воспитанников ДДИ.

Заместитель

директора Департамента

государственной политики

в сфере защиты прав детей

И.О.ТЕРЕХИНА