Глава 55. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

55.1. В положениях настоящей главы должны найти отражение унифицированные нормы главы 43 ГПК и главы 33 АПК.

При рассмотрении российскими судами дел с участием иностранных лиц предусмотрены различные порядки исчисления сроков рассмотрения в зависимости от того, находятся ли эти лица либо их представители на территории Российской Федерации или за ее пределами. Эти правила могут приобрести существенное значение в случаях, когда возникает вопрос о возможном нарушении права на судопроизводство в разумный срок.

55.2. В нормах о процессуальной правоспособности иностранной и международной организаций (в действующем ГПК - ст. 400) необходимо уточнить, что речь идет не вообще о процессуальной, а о гражданско-процессуальной правоспособности иностранной и международной организаций.

55.3. В положениях об исках к иностранным государствам и международным организациям необходимо отразить концепцию функционального иммунитета иностранного государства как носителя власти. Эта Концепция получила свое отражение, в частности, в статье 124 ГК РФ, согласно которой "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации..., а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами" (п. 1).

55.4. При формулировании положений о процессуальных последствиях рассмотрения дел иностранным судом необходимо учитывать двоякую ситуацию. Если факт наличия тождественного дела в производстве иностранного суда выявляется на стадии подачи искового заявления в российский суд, оно подлежит возвращению. Если этот факт обнаруживается уже после принятия искового заявления к производству российским судом, иск должен быть оставлен без рассмотрения.

Аналогичным образом, если о вступившем в законную силу решении иностранного суда по тождественному спору становится известно при подаче искового заявления в российский суд, последний отказывает в принятии искового заявления.

Если соответствующая информация поступает в российский суд после принятия им искового заявления к производству, то дело подлежит прекращению.

55.5. Нормы о судебных поручениях должны учитывать ситуации, при которых иностранное поручение о выполнении отдельных процессуальных действий не охватывается компетенцией суда, но относится к компетенции какого-либо другого органа, наделенного публичными функциями.

При таких обстоятельствах представляется целесообразным направить поручение для исполнения в соответствующий орган. Если, например, иностранное поручение поступило в Министерство юстиции РФ, которому известно, какой именно орган полномочен его исполнить, Министерство юстиции РФ должен направить поручение для исполнения непосредственно в этот орган.

Если данное обстоятельство устанавливается уже после того, как иностранное поручение поступило в российский суд, последний должен направить поручение по подведомственности.