Технология

Образовательная область "Технология" призвана подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.

Программы основной общеобразовательной школы (5 - 9 классы) включают основные модули, определяемые направленностью пяти профессиональных сфер социально - трудовой деятельности человека: человек - техника, человек - природа, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

Структура программ, их направленность выстраивается по сложившимся в практике работы школ видам труда: технический труд (по видам технологических процессов и обрабатываемых материалов), обслуживающий труд (культура дома, дом - семь "я", хозяин(йка) дома, сельскохозяйственный труд (растениеводство, животноводство).

В содержание всех модулей, как инвариант, входят следующие основные понятия:

технология; материалы, их свойства и хранение; инструменты и приспособления; техника (станки, машины); информация, изделие, проект, дизайн, техническая документация, выбор технологии; подготовка и организация производства, механизация и автоматизация технологических процессов, компьютерные технологии в производстве, перспективные технологии;

сбыт и продажа продукции, ее себестоимость, экономия сырья, энергии, труда, экономический анализ эффективной и рациональной организации производства, предпринимательская деятельность;

экологические проблемы производства; утилизация и использование отходов производства; социальные последствия применения технологий;

организация и планирование рабочего места, обеспечение безопасности труда; культура труда и общения на производстве;

требования, предъявляемые профессией к человеку, соотнесение приобретенных знаний о профессиональной деятельности с интересами и склонностями, личностными качествами учащихся.

Содержание модулей <*>

--------------------------------

<*> Дополняются учителями с учетом региональных и школьных компонентов области знаний "Технология", реализуются в полном объеме при наличии учебно - материальной базы.

В скобки заключены те компоненты содержания, которые должны быть раскрыты в новых учебных программах и пособиях.

Человек - техника

Обработка конструкционных материалов

(варианты определяются по видам материалов)

Пиление; точение; строгание; фрезерование; гравирование; механическое и термическое пластическое формование; сварка (контактная сварка для металлов); склейка; пайка; термообработка; шлифование и полирование; выжигание; окраска и лакирование.

Изготовление, ремонт и регулировка технических устройств, их элементов и деталей

Механические соединения; механическая сборка и монтаж; поиск неисправности; замена деталей и узлов; подготовка и регулировка; измерения; проверка и испытания; простейший ремонт бытовой техники и санитарно - технических устройств.

Работы с электротехническими и электронными устройствами

Чтение и составление электрических схем; электрические измерения; монтаж деталей и проводов; сборка цепей; пайка и контактная сварка проводов; испытания устройств; поиск и устранение неисправностей.

Обращение с бытовой радиоэлектронной аппаратурой, автоматическими устройствами, персональными ЭВМ, системами дистанционного управления в качестве пользователя.

Обработка тканых и нетканых материалов, кожи и меха

Ткачество; вязание; плетение; макраме; аппликация; вышивка; кройка; шитье; клеение; тиснение; обшивка декоративными элементами, фурнитурой; ремонт одежды.

Ремонтно - строительные и отделочные работы

Ремонт жилых помещений, подготовка связующих растворов, приемы кладки; изготовление строительных изделий из древесины; оштукатуривание простых поверхностей; нанесение декоративных покрытий; окраска; оклейка; облицовка.

Обработка сельскохозяйственных продуктов и пищевых полуфабрикатов

Заготовка; хранение; механическая и термическая обработка; приготовление блюд и напитков.

Человек - природа

Выращивание растений

Обработка почвы; посев и посадка; внесение удобрений; борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений механическими и природными средствами; опытническая работа; сбор урожая и его закладка на хранение.

Животноводство и птицеводство (по выбору)

Выращивание молодняка животных и птиц; заготовка и хранение кормов; составление рационов и кормление животных и птиц; ветеринарно - профилактические мероприятия.

Человек - знаковая система

Компьютерная обработка лингвистической и технической информации

Набор и форматирование текста, вывод на принтер; систематизация информации; работы с файлами в операционной системе; работы с прикладными программами.

Черчение и графика

Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, диаграмм; работа с чертежными инструментами и с помощью компьютерных средств.

Человек - человек

Бытовые услуги

Декоративное оформление жилых помещений; парикмахерские работы; библиотечное дело; фотографические работы; продажа товаров.

Санитарные и медико - профилактические работы

Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах; уход за больными детьми.

Человек - художественный образ

Прикладное художественное творчество (по выбору)

Дизайн; моделирование одежды, обуви и аксессуаров; декоративное ткачество; художественное плетение; художественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фигурное точение; гравирование; мозаика; инкрустация; роспись, выжигание; тиснение; художественная чеканка; художественно - прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами.

При использовании в преподавании метода проектов образовательный процесс предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда.