Образовательная область языки и литература (русский язык, литература, иностранные языки)
Языки и литература
(русский язык, литература, иностранные языки)
1. Общие сведения о русском языке
Роль русского языка в жизни общества. Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык и его контакты с другими языками. Современный русский литературный язык как функционирующая и развивающаяся знаковая система.
Наука о русском языке и ее разделы. Развитие науки о русском языке в XVIII - XX вв. Виднейшие ученые - русисты.
Звуки речи: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетические чередования звуков.
Слог. Ударение. Интонация. Основные правила литературного произношения.
Элементарные сведения о развитии фонетического строя русского языка.
Орфоэпические словари. Словари ударений.
Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Исконно русские и заимствованные слова. Развитие словарного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Арготизмы.
Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные свойства фразеологизмов. Источники русской фразеологии.
Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.
Пословицы, поговорки и афоризмы.
Основные толковые словари русского языка.
Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Производная и производящая основы.
Корневые и служебные морфемы в основе слова. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. Простые и сложные слова. Однокоренные слова. Гнезда однокоренных слов. Изменения в структуре слова. Понятие об этимологии.
Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Определение структуры слова и его происхождения.
а) морфологический: с помощью морфем; с помощью сложения (слов, полных основ, сокращенных основ); смешанный;
б) лексико - семантический способ словообразования;
в) образование слов путем сокращения;
г) слияние сочетаний слов в слова;
д) словообразование различных частей речи.
Этимологические словари русского языка.
1) Морфология, грамматические формы и категории
Части речи в русском языке как лексико - грамматические разряды.
Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные и числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Категория состояния.
Их семантические и структурные разряды, формы и категории. Синтаксические функции.
Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия как особая часть речи. Звукоподражательные слова.
Переходные явления в частях речи.
Словосочетание и предложение как синтаксические единицы.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по характеру главного слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативная (грамматическая) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Типы подлежащего и сказуемого.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Средства оформления предложения: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Обращения; вводные слова и конструкции.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
Сложное предложение. Наличие двух и более предикативных (грамматических) основ как признак сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Усложненные сложные предложения.
Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и чтение.
Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая.
Качества хорошей речи: информативность, правильность, уместность, выразительность. Русский речевой этикет.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста.
Типы текстов по функционально - смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально - деловые, публицистические, научные и художественные).
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
IV. Письмо. Орфография и пунктуация
Значение письменности. Алфавит. Рукописные и печатные буквы. Каллиграфия.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Двойное значение букв. Обозначение мягкости согласных.
2. Орфография
Принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическое правило.
Написание гласных и согласных в составе морфем. Написания фонетические и нефонетические.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Знаки препинания, их функции: завершение, выделение, отделение. Парные знаки препинания.
Знаки завершения. Знаки выделения. Знаки разделения. Сочетание знаков препинания.
Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
(литературные произведения, предназначенные
для чтения и изучения в 5 - 9 классах)
Русские народные сказки: 2 - 3 сказки, например: "Два Ивана - солдатских сына", "Финист - Ясный Сокол", "Царевна - лягушка", "Марья Моревна", "Бой на калиновом мосту", "Каша из топора".
Былины: "Вольга и Микула Селянинович", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Садко".
Русские народные песни, пословицы, поговорки, народные игры.
"Повесть временных лет" (фрагменты), "Слово о полку Игореве", "Слово о разорении Рязани Батыем" (фрагменты), "Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха", "Сказание о Петре и Февронии Муромских", "Житие протопопа Аввакума".
М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.", "Разговор с Анакреоном", "Случились вместе два астронома в пиру".
Г.Р. Державин. 2 - 3 стихотворения, например: "Снегирь", "Признание", "На птичку", "Памятник", "Река времен".
И.А. Крылов. 5 - 6 басен, например: "Ворона и Лисица", "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Свинья под Дубом", "Волк и Ягненок", "Демьянова уха", "Лжец", "Любопытный", "Две бочки", "Волк на псарне", "Осел и Соловей", "Лягушки, просящие Царя".
В.А. Жуковский. 2 - 3 произведения, например: "Светлана", "Кубок", "Спящая царевна", "Лесной царь", "Перчатка", "Сельское кладбище".
А.С. Грибоедов. "Горе от ума".
А.В. Кольцов. "Косарь", "Разлука".
А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила", "Полтава", "Медный всадник", "Повести Белкина", "Дубровский", "Капитанская дочка". 7 - 8 стихотворений, например: "И.И. Пущину", "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Узник", "Песнь о Вещем Олеге", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Я помню чудное мгновенье...", "Анчар", "...Вновь я посетил...", "Птичка", "Туча", "Еще дуют холодные ветры...", "Бесы", "Жених", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд...", "19 октября", "На холмах Грузии...", "Мадонна", "Арион", "Признание", "Поэт", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".
М.Ю. Лермонтов. "Беглец", "Песня про купца Калашникова...", "Мцыри". 7 - 8 стихотворений, например: "Казачья колыбельная песня", "Утес", "Листок", "Парус", "Тучи", "Бородино", "Три пальмы", "Родина", "Выхожу один я на дорогу...", "Смерть Поэта", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Пророк", "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...".
Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (2 повести, например: "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или Утопленница", "Заколдованное место"), "Шинель", "Тарас Бульба", "Ревизор".
А.Н. Островский. 1 пьеса, например: "Снегурочка", "Свои люди - сочтемся", "Доходное место", "Бедность не порок".
И.С. Тургенев. "Записки охотника" (1 - 2 рассказа, например: "Бежин луг", "Хорь и Калиныч", "Бирюк", "Певцы", "Муму", "Ася", "Первая любовь"), "Стихотворения в прозе" (1 - 2 стихотворения, например: "Русский язык", "Два богача", "Как хороши, как свежи были розы...").
Ф.И. Тютчев. 3 - 4 стихотворения, например: "Есть в осени первоначальной...", "Летний вечер", "Осенний вечер", "Умом Россию не понять...", "Весенние воды", "Нам не дано предугадать...", "Неохотно и несмело...", "Листья", "Что ты клонишь над водами...", "Фонтан", "Как весел грохот летних бурь...".
А.А. Фет. 3 - 4 стихотворения, например: "Еще весны душистой нега...", "Заря прощается с землею...", "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Скрип шагов вдоль улиц белых...", "Летний вечер тих и ясен", "Какая ночь! Как воздух чист...", "Это утро, радость эта...", "Бабочка", "Какая грусть! Конец аллеи...".
Л.Н. Толстой. "Детство", "Отрочество", "Юность" (1 повесть по выбору), "Кавказский пленник", "После бала".
Н.А. Некрасов. "Дедушка", "Мороз, Красный нос". 5 - 6 стихотворений, например: "Соловьи", "На Волге", "Тройка", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда", "В дороге", "Калистрат", "В полном разгаре страда деревенская...", "Внимая ужасам войны...".
И.С. Никитин. 2 - 3 стихотворения, например: "Русь", "Утро", "Встреча зимы", "Ярко звезд мерцанье...", "Лес".
М.Е. Салтыков - Щедрин. 2 сказки, например: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Медведь на воеводстве".
Ф.М. Достоевский. "Мальчик у Христа на елке", "Белые ночи", "Бедные люди".
А.П. Чехов. 4 - 5 рассказов, например: "Лошадиная фамилия", "Пересолил", "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Злоумышленник", "Налим", "Смерть чиновника", "Хирургия", "Размазня", "На мельнице", "Волк", "Переполох", "Егерь", "Тоска", "В аптеке", "Дом с мезонином", "Анна на шее".
И.А. Бунин. 2 - 3 рассказа, например: "Танька", "Лапти", "Сверчок", "Цифры". 2 - 3 стихотворения, например: "Густой зеленый ельник у дороги...", "Осыпаются астры в садах...", "Перед закатом набежало...", "Вечер", "Слово", "Сказка", "Помню - долгий зимний вечер...", "Летняя ночь", "Первый утренник, серебряный мороз!..", "Еще и холоден и сыр...".
М. Горький. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство".
А.А. Блок. 3 - 4 стихотворения, например: "Россия", "На железной дороге", "О, я хочу безумно жить...", "Да. Так диктует вдохновенье...", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна...", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "Летний вечер", "О, как безумно за окном...", "Ветер принес издалека...", "О весна без конца и без краю...".
В.В. Маяковский. 3 - 4 стихотворения, например: "Нате!", "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Хорошее отношение к лошадям", "Необычайное приключение...", "Подлиза", "Прозаседавшиеся".
С.А. Есенин. 4 - 5 стихотворений, например: "Отговорила роща золотая...", "Несказанное, синее, нежное...", "С добрым утром", "Я покинул родимый дом...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я иду долиной. На затылке кепи...", "Собаке Качалова".
А.А. Ахматова. 3 - 4 стихотворения, например, "Мужество", "А там мой мраморный двойник...", "Стихи о Петербурге", "Песня о песне", "Молитва", "Сразу стало тихо в доме...", "Я спросила у кукушки...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Дальний глас", "Муза", "Двустишие", "Пушкин".
М.И. Цветаева. 2 - 3 стихотворения, например: "Книги в красном переплете", "Моим стихам, написанным так рано...", "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "С большою нежностью", "Стихи о Москве", "Родина".
А.П. Платонов. "Волшебное кольцо", "Неизвестный цветок", "На заре туманной юности".
М.А. Булгаков. "Собачье сердце".
А.Т. Твардовский. "Василий Теркин", "Я убит подо Ржевом".
М.А. Шолохов. "Судьба человека".
Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, например: Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Г. Распутина, Е.И. Носова, В.М. Шукшина, Ю.П. Казакова, Н.М. Рубцова, М.В. Исаковского, Н.А. Заболоцкого, А.Я. Яшина, Р.И. Рождественского и др. (3 - 4 произведения по выбору).
Избранные произведения, в том числе: "Одиссея" Гомера (фрагмент), "Ромео и Джульетта" В. Шекспира, "Мещанин во дворянстве" или "Скупой" Ж.-Б. Мольера, "Дон Кихот" М. Сервантеса (главы), лирика Дж.-Г. Байрона, сказки Г.Х. Андерсена (1 - 2 сказки по выбору), рассказы Дж. Лондона (1 - 2 рассказа по выбору), "Приключения Тома Сойера" М. Твена.
Литературные произведения, предназначенные для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: А.С. Пушкин "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", Н.В. Гоголь "Мертвые души".
Сведения по теории и истории литературы
Литература - искусство слова. Стихотворная и прозаическая речь.
Образность - отличительная черта художественного произведения. Средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза, гротеск, гипербола, аллегория, параллелизм, ассонанс, аллитерация и др.).
Структура литературного произведения (тема, идея, система образов, сюжет, композиция). Характер, герой, персонаж.
Внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.
Литературное произведение и его автор. Литературное произведение и эпоха. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Биография писателя. Творческий путь. Творческая история произведения.
Фольклор и литература. Миф и литература. Фольклорные жанры: сказка, легенда, предание, сказание, былина, песня, загадка, пословица, поговорка.
Литературные роды (эпос, лирика и драма). Эпические жанры: сказка, легенда, повесть, рассказ, новелла, роман, басня и др. Особая роль повествования в эпических произведениях. Сюжет и композиция. Роль диалогов и монологов (внутренних монологов), портрета, пейзажа, интерьера, других авторских описаний и рассуждений. Художественная деталь.
Лирические жанры и формы: лирическое стихотворение, песня, ода, элегия, эпиграмма, сонет и др. Особенности лирического произведения (лирический герой, поэтическая интонация, поэтический синтаксис и др.).
Лироэпические жанры (поэма, баллада).
Сведения о русском стихе (ритмика, двусложные и трехсложные размеры стиха, рифма, строфа, поэтический язык, поэтический синтаксис). Силлабо - тоническое стихосложение.
Драматические жанры: трагедия, драма, комедия. Конфликт как движущая сила в драме. Стадии развития сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности композиции драматического произведения (эпизоды, сцены, монологи и диалоги). Художественные приемы раскрытия характеров в драме (действие, речь, ремарки, детали).
Историко - культурные сведения
Вечные вопросы бытия (борьба добра и зла; выбор жизненного пути; жизнь и смерть; человек и Бог; преемственность поколений; личность и общество; человек и природа; человек и время; человек и нация; честь, долг, совесть и др.).
Общий уклад жизни, бытовые реалии времени (быт, нравы, традиции, мораль, идеал, среда, цивилизация, эволюция, революция и др.).
Доминирующие социокультурные ценности (вера, гуманизм, альтруизм и др.).
Социально - психологический тип человека эпохи (подвижник, гуманист, романтик, бунтарь, лишний человек и др.).
Литература и другие виды искусства. "Вечные темы" и "вечные образы". Иллюстрации к произведениям русской литературы. Мотивы и образы русской литературы в произведениях живописи, музыки, скульптуры. Литература и театр. Литература и кино.
(английский, французский, немецкий, испанский)
Ведущая цель обучения иностранным языкам - овладение иноязычным общением на базовом уровне. В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо).
Произносительная сторона речи:
допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.
2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:
а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er; -or; -ity; -ing; -ness; -tion; -sion; -ism; -ment; приставки и суффиксы прилагательных; -ful, -less, in-, un-, dis-, -y, -al, -ic, -able(-ible); приставки и суффиксы глаголов mis-, re-, dis-, over-, -ize(ise), -en; суффикс наречий -ly; суффикс порядковых числительных -th;
б) слова английского языка, сходные по звучанию, написанию и значению со словами русского или родного языка: production, culture, ecolugy;
в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work - his work, to offer - an offer.
Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения.
Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.
Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
Местоимения: указательные (this / these, that / those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.
Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every.
Глагол. Понятие глагола - связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite), Present Continious, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
Материал для рецептивного усвоения
Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (al) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами neither...nor, either...or.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past.
Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родной язык.
Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).
Произносительная сторона речи:
допустимая относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение долготы и краткости гласных; оглушение согласных в конце слога, слова; отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда (палатализации); ударение в слове, особенно в сложных словах и предложении; интонация в утвердительном, вопросительном (с вопросительным словом и без такового), побудительном предложениях; интонация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.
2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся:
а) производные слова (аффиксация): префиксы be-, ge-, re-, ver-, zer, ent-, emp-, durch, uber-, um-, voll-, wider-, mil-, mit-, nach-, auf-, aus-; суффиксы существительных: chen-, lein-, -e, -ei, -er, -ler, -in, -keit, -heit, -schaft; суффиксы прилагательных: -ig, -lich, -isch, -los.
б) словосложение: существительное и существительное; глагол и существительное; прилагательное и существительное и т.д.
в) конверсия: образование существительных от глаголов, в частности инфинитива и других форм; образование глаголов от прилагательных.
Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения.
Основные типы простого предложения, отражающие структурный минимум, обусловленный обязательными валентными свойствами глагола.
Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные.
Прямой и обратный порядок слов, коммуникативные функции обратного порядка слов.
Основные средства выражения отрицания: отрицание kein, nicht; выражение отрицания с помощью niemand, nichts.
Способы выражения подлежащего: существительными, личными местоимениями, неопределенно - личным местоимением man, безличным местоимением es.
Виды сказуемого: простое глагольное сказуемое; сложное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое.
Рамочная конструкция в немецком предложении.
Инфинитивные обороты: основные случаи употребления инфинитива с zu, без zu, в том числе инфинитивный оборот um...zu + Infinitiv.
Сложносочиненные предложения с союзами und, aber, denn, deshalb, nicht nur...sondern auch.
Сложноподчиненные предложения: дополнительные с союзами da, ob и вопросительными словами wer, was, wann и др.; временные с союзами als, wenn; причинные с союзами weil, da.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
Основные случаи употребления определенного, неопределенного, нулевого артикля, слияние артикля с предлогами.
Предлоги. Употребление предлогов, требующих Akkusativ, Dativ, Akkusativ и Dativ.
Временные формы глаголов: Prasens, Perfekt, Futurum, Prateritum.
Спряжения модальных глаголов в Prasens, Prateritum.
Степени сравнения прилагательных и наречий.
Местоимения (употребление личных, неопределенных, указательных, притяжательных местоимений).
Материал для рецептивного усвоения.
Предложения с инфинитивными оборотами statt...zu + Infinitiv, ohne...zu + Infinitiv и причастными оборотами.
Виды придаточных предложений: временные с союзами nachdem, wahrend, damit; определительные с союзами der, das, die.
Сложноподчиненные предложения с несколькими подчиненными предложениями.
Формальные признаки глагольных форм: Futurum, Plusquamperfekt, а также Prasens, Prateritum, Plusquamperfekt Passiv, Konjunktiv, Partizip I в качестве определения.
Произносительная сторона речи:
допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации, достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков французского языка; четкое произнесение безударных гласных; долгота и краткость гласных; отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда; отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова; фразовая мелодика; ритмическое и синтагматическое членение в рамках основных типов предложений; употребление в речи различных интонационных моделей, адекватных целям высказывания.
буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.
2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся:
а) производные слова (аффиксация): суффиксы имен существительных: eur(-euse), -tion, -te, -ier(-iere), -age, -isme, -aison; суффиксы имен прилагательных: -al, -ain, -ais, -ien, -iste, -able; суффиксы порядковых числительных: -ieme; префиксы глаголов: re-(re), de-(des-); префиксы прилагательных: in-;
б) конверсия: образование имен существительных от глаголов.
Материал для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения
Простые предложения - нераспространенные и распространенные с глагольным и именным сказуемым. Порядок слов в предложении. Отрицательная форма предложения с частицами ne...pas, ne...rien, ne...jamais.
Вопросительные предложения с вопросительными словами Ou va-t-il? (Обратный порядок слов.)
Неопределенно - личные предложения с местоимением on.
Сложносочиненные предложения - бессоюзные и с союзами et, mais.
Сложноподчиненные предложения с союзами parce que, quand, qui, que.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
Имя существительное, его функции в предложении, множественное число существительных.
Понятие определенного и неопределенного артикля. Употребление сокращенной формы артикля и слитных форм артикля (I', du, des, aux, au). Употребление частичного артикля с существительными, обозначающими вещество, качество.
Употребление личных приглагольных местоимений в функции прямого и косвенного дополнений. Употребление местоимений en и y.
Прилагательные: род, число, степени сравнения.
Образование и употребление временных форм глагола: Present, Passe Compose, Imparfait, Futur Simple, Passe immediat, Plus-que-parfait, Conditionnel Present.
Употребление Imperatif 2-го лица, единственного и множественного числа.
Употребление Futur Immediat во фразах, типичных для устного общения. Употребление Present для обозначения будущего времени после союза si.
Материал для рецептивного усвоения
Сложноподчиненное предложение с условным придаточным (Si j'avais le temps, j'irais au cinema).
Узнавание и понимание при чтении предложений с ограничительной частицей ne...que.
Дифференциальные признаки глаголов в Passe Simple, Plus-que-parfait, Conditionnel Present.
Дифференциальные признаки неличной формы глагола Gerondif, Forme passive и понимание этих форм в пределах изученных времен. Узнавание и понимание инфинитивного оборота (Je vois le moment de partir approcher).
Понятие о согласовании времен.
Произносительная сторона речи:
допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации; краткое, напряженное произношение гласных под ударением и без ударения; правильное произнесение дифтонгов, трифтонгов; отсутствие смягчения согласных перед -e-, -i-; слитное произнесение служебных слов со знаменательными; членение предложения на ритмические группы; интонационное оформление разных типов фраз; правила удвоения.
буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.
2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся:
Производные слова (аффиксация): суффиксы имен существительных: -o-, -a-, -e-, -ista-, -ero-, -era-, -dor-, -dora-, -ada-, -ante-, -mente-, -en-, -te-, -iente-, -miente-, -ita-, -ito-, -ismo-, -tor-, -tora-, -sor-, -sora-, -dad-, -tad-, -ia-; суффиксы глаголов: ar-, aer-, ificar-, izar-; суффиксы имен прилагательных: able-, ible-, esa-, iso(a)-, oso(a)-, al-, il-, ante-, an-, iente-, eno-, ense; префиксы имен прилагательных и глаголов, re-, de-, en-, sob-, re-, inter-, ante-, des-, dis-, co-, con-, pre-, anti-, in-, pro-, trans-; префиксы имен существительных: in-, anti-, pro-, re-, de-, des-, dis-.
Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) овладения
Основные типы предложений: а) повествовательные (утвердительные и отрицательные); б) вопросительные (с вопросительным словом и без него); в) побудительные; г) отрицательные варианты всех типов предложений.
Двусоставные предложения: нераспространенные и распространенные.
Неопределенно - личные предложения, безличные предложения.
Способы выражения подлежащего.
Способы выражения сказуемого. Состав сложного глагольного сказуемого (личная форма глагола + инфинитив или герундий). Состав именного составного сказуемого.
Глаголы - связки: ser, estar, parecer, hacerse, ponerse, volverse, seguir, resulyar, quedar.
Порядок слов в повествовательных, вопросительных,
побудительных, отрицательных предложениях (простых и сложных).
Сложносочиненные предложения, образуемые с помощью сочинительных союзов y, o, pero, sino, а также бессоюзным способом, с помощью подчинительных союзов que, si, союзных слов - наречий donde, cuando.
Сложноподчиненные предложения с относительным местоимением que, si porque.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
Понятие артикля и наиболее частые случаи его употребления.
Функции прилагательного (атрибутивная, предикативная). Способы согласования прилагательных с существительными. Усеченные формы прилагательных buen(o), mal(o), gran(de).
Степени сравнения имен прилагательных. Две формы превосходной степени прилагательных.
Глаголы правильного, отклоняющегося и индивидуального спряжения. Четыре наклонения глагола. Понятие глагольного управления.
Простые и сложные времена глагола.
Modo Indicativo. Presente de Indicativo. Preterito Imperfecto de Indicativo. Preterito Indefinido. Preterito Perfecto de Indicativo. Futuro Simple. Futuro Preximo. Pluscumperfecto de Indicativo. Modo Sujuntivo. Presente de Subjuntivo.
Согласование времен. Косвенная речь.
Imperativo afirmativo второго лица единственного и множественного числа, третьего лица единственного и множественного числа. Imperativo отклоняющихся глаголов: первое лицо множественного числа. Imperativo negativo второго лица единственного числа, второго лица множественного числа, третьего лица единственного и множественного числа, первого лица множественного числа.
Грамматические формы со значением Imperativo (a trabajar), употребление глаголов с модальным значением: querer, esperar, pensar.
Инфинитивные обороты al + инфинитив; despues de + инфинитив; antes de + инфинитив; sin + инфинитив, gustar + инфинитив, querer + инфинитив.
Личные местоимения с предлогами a, para, de, en, por, sin, con, entre.
Личные местоимения: ударные и безударные. Возвратные местоимения. Указательные, притяжательные, вопросительные местоимения.
Наиболее употребительные наречия.
Наречия, образованные от прилагательных с помощью суффикса mente.
Материал для рецептивного усвоения
Односоставные (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные) предложения.
Именная часть составного сказуемого, выраженная причастием, прилагательным.
Сложносочиненные предложения с союзом mas.
Инфинитивные обороты, инфинитив с аккузативом с глаголами ver, mirar, oir, escuchar, sentir (Oigo gritar al ni.)
Смыслоразличительная функция артикля в словах с совпадающей формой: El frente - фронт, la frente - лоб.
Понятие согласования времени. Voz pasiva.
Адвербиальные сочетания: a ciegas, a todo correr, al contrario, de prisa, de golpe, en resumen, en total, por desgracia.
2. Социокультурные знания, умения и навыки
Географические и природные условия стран изучаемого языка.
Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.
Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.
Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.
Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.
Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
Особенности речевого поведения и этикета.
2.2. Лингвострановедческие знания
Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.
Тематика устно - речевого и письменного общения.
Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.
О себе (имя, возраст, адрес и т.д.).
Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Школа. Любимые предметы. Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875