3.3. Проведение комплексной аудиторской проверки и оформление ее результатов
3.3. ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
И ОФОРМЛЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.3.1. До начала проведения комплексной аудиторской проверки руководитель проверки:
проводит совещание с работниками проверяющей группы по организационным вопросам проведения аудиторской проверки. В случае необходимости в совещании принимают участие руководитель (заместитель руководителя) проверяющего налогового органа, начальник (заместитель начальника) отдела контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отдела Управления, в функции которого входит внутренний аудит), а также начальники (заместители начальников) иных структурных подразделений, направивших своих работников для участия в аудиторской проверке;
разрабатывает рабочий план проведения аудиторской проверки (Приложение 6 к настоящему Регламенту), который содержит объекты проверки (для проверок, проводимых ЦА ФНС России и МИ ФНС России по ФО), Ф.И.О. работника проверяющей группы, сроки подготовки справок по направлениям деятельности (начала работы, окончания работы, даты представления проекта справки руководителю проверки для ознакомления), сроки представления справок, подписанных руководителями (заместителями руководителей) проверяемых налоговых органов, руководителю проверки для подготовки акта проверки;
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
знакомит работников проверяющей группы с утвержденной программой проверки и рабочим планом проведения аудиторской проверки под роспись.
3.3.2. В первый день проверки проводится организационное совещание:
руководитель проверки вручает копию программы проверки руководителю проверяемого налогового органа, представляет работников проверяющей группы, решает организационно-технические вопросы проведения проверки, в том числе касающиеся порядка истребования и сроков представления необходимых документов, материалов и информации;
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
руководитель проверяемого налогового органа знакомит руководителя проверки с приказом об организационном обеспечении работы проверяющей группы, которым назначен координатор и распределены соответствующие обязанности должностных лиц проверяемого налогового органа по обеспечению работников проверяющей группы рабочими местами, материалами, необходимыми для внутреннего аудита, документами и информацией (в том числе из информационных ресурсов), а также знакомит работников проверяющей группы с ответственными работниками проверяемого налогового органа.
3.3.3. Руководитель проверяемого налогового органа обязан создать надлежащие условия для проведения проверки:
в день начала проверки обеспечить работников проверяющей группы помещениями и рабочими местами с персональными компьютерами, подключенными к необходимым информационным ресурсам, услугами связи, автотранспортом, организационной техникой и канцелярскими принадлежностями, а также, при необходимости, обеспечить личную безопасность проверяющих;
в ходе проверки обеспечить своевременное, в соответствии с требованием (устным или письменным), представление руководителю проверки и работникам проверяющей группы всех необходимых для проведения внутреннего аудита материалов, документов и иной информации (в том числе из информационных ресурсов), а также, по требованию проверяющих, копий документов, заверенных в установленном порядке, для приложения к материалам проверки.
На время проведения комплексной аудиторской проверки ФНС России (МИ ФНС России по ФО) проверяемые управления ФНС России по субъектам РФ должны соответствующим приказом приостановить полностью или частично (по письменному требованию руководителя проверки) проведение комплексных и тематических аудиторских проверок в отношении подведомственных налоговых органов.
(в ред. Приказа ФНС России от 24.12.2012 N ММВ-7-10/992@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3.4. Руководитель и работники проверяемого налогового органа несут персональную ответственность за представление недостоверных сведений руководителю и работникам проверяющей группы и нарушение служебной этики.
В случае непредставления (сокрытия) затребованных в установленном порядке документов, относящихся к вопросам проверки, а также представления сфальсифицированных документов, руководитель проверки представляет докладную записку на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку, с предложением провести служебные проверки в отношении соответствующих должностных лиц.
В таком же порядке рассматривается вопрос о назначении служебных проверок по установленным фактам искажения данных информационных ресурсов, направленным на сокрытие допущенных нарушений и недостатков.
(абзац введен Приказом ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
3.3.5. Каждый работник проверяющей группы проводит проверку по направлениям деятельности и вопросам согласно утвержденной программе проверки, а также по иным вопросам по заданию руководителя проверки.
3.3.6. Работники проверяющей группы проводят комплексную аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации, методическими указаниями и рекомендациями ФНС России, а также настоящим Регламентом с учетом особенностей проверяемого налогового органа.
Руководитель проверки и (или) лица, ответственные за конкретное направление проверки, имеют право получать от работников проверяемого налогового органа письменные пояснения по проверяемым вопросам и направлениям деятельности с целью объективного отражения выявляемых нарушений и недостатков.
3.3.7. При выборе форм и методов проверки необходимо учитывать следующие положения:
для целей проверки используются подлинники документов;
работа с документами, составляющими государственную, налоговую, служебную тайну, а также с иными сведениями ограниченного доступа, осуществляется в порядке, установленном ФНС России;
объем выборки данных (документов) из всей проверяемой совокупности должен обеспечивать возможность сбора требуемых сведений, позволяющих сделать однозначный вывод о состоянии дел по проверяемому вопросу. Результаты выборок представляются проверяемому налоговому органу для ознакомления в ходе проверки, но не позднее чем за 3 календарных дня до вручения справки для подписания;
руководитель и работники проверяющей группы несут персональную ответственность за преднамеренное искажение результатов проверки, сокрытие фактов нарушений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях.
3.3.8. Работники проверяющей группы обязаны информировать руководителя проверки обо всех случаях нарушения должностными лицами проверяемого налогового органа сроков (установленных устно или письменно) представления истребованных документов, материалов, информации либо о возникновении иных препятствий для проведения проверки.
В указанных случаях руководитель проверки направляет на имя руководителя (заместителя руководителя) проверяемого налогового органа требование в письменной форме с указанием конкретного (достаточного для подготовки) срока представления необходимых для проведения проверки документов (материалов, информации) либо устранения препятствий для проведения проверки. Одновременно руководитель (заместитель руководителя) проверяемого налогового органа представляет руководителю проверки письменные объяснения по факту невыполнения требования работника проверяющей группы.
При невыполнении письменного требования в указанный срок руководитель проверки сообщает об этом факте руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, управления ФНС России по субъекту РФ) в форме докладной записки.
3.3.9. Руководитель проверяющей группы в ходе проведения комплексной аудиторской проверки:
принимает решения по спорным вопросам, возникшим между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа;
при необходимости изменяет проверяемый период деятельности налогового органа по отдельным направлениям (вопросам), известив об этом руководителей назначившего проверку и проверяемого налоговых органов. Причины изменения проверяемого периода в обязательном порядке отражаются в акте проверки и в соответствующих справках проверки;
(в ред. Приказа ФНС России от 24.12.2012 N ММВ-7-10/992@)
(см. текст в предыдущей редакции)
при необходимости уточняет список подлежащих проверке налоговых органов, подведомственных проверяемому управлению ФНС России (для МИ ФНС России по ФО);
при необходимости уточняет и расширяет перечень проверяемых вопросов без внесения изменений в утвержденную программу проверки;
в случае установления факта невыполнения работником проверяющей группы требований, предусмотренных программой аудиторской проверки, или нарушения им трудовой дисциплины представляет докладную записку руководителю (заместителю руководителя) проверяющего налогового органа с целью рассмотрения и принятия решения по вопросу дальнейшего участия этого работника в проверке;
имеет право получать письменные пояснения должностных лиц проверяемого налогового органа по вопросам, возникающим в ходе проверки;
в случае необходимости в получении дополнительной информации осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, правоохранительными и другими контролирующими органами (в том числе направляет письменные запросы).
МИ ФНС России по ФО не реже одного раза в неделю направляет в отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России письменное сообщение о ходе проведения комплексной аудиторской проверки, разногласиях и спорных вопросах, возникших между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа.
3.3.10. Отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России оказывает содействие работникам МИ ФНС России по ФО при решении возникающих в ходе проверок разногласий и спорных вопросов, а в случае необходимости осуществляет контроль за проведением внутреннего аудита налоговых органов с выездом на место.
3.3.11. Результаты комплексной аудиторской проверки оформляются в виде справок и акта о результатах проверки.
3.3.12. Справка о результатах проверки отдельного направления деятельности проверяемого налогового органа (далее - Справка проверки) - документ, которым оформляются результаты проверки отдельного направления деятельности налогового органа, согласно утвержденной программе, работником (работниками) проверяющей группы (Приложение 7 к настоящему Регламенту), на основании:
отобранных и проверенных данных и фактов, содержащихся в информационных ресурсах, документах и материалах проверенного налогового органа;
анализа показателей эффективности организации работы по конкретному направлению деятельности за проверяемый период в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, по федеральному округу, в состав которого входит проверяемое управление ФНС России по субъекту РФ, и (или) по соответствующей группе управлений ФНС России по субъектам РФ либо по соответствующему субъекту Российской Федерации;
выявленных нарушений и недостатков в работе проверяемого налогового органа;
оформленных и подписанных справок проверок подведомственных налоговых органов (при проверке управлений ФНС России по субъектам РФ);
других данных и фактов, имеющих значение для принятия решения по результатам проведенной проверки;
имеющегося положительного опыта в деятельности проверяемого налогового органа.
3.3.13. При выявлении фактов нарушений и недостатков в справке проверки следует указать:
суть выявленных нарушений со ссылками на наименование, статьи и пункты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также внутренних документов ФНС России, положения которых нарушены;
характеристику выявленных нарушений, их суммовое, количественное и процентное выражение от количества проверенных документов;
(в ред. Приказа ФНС России от 24.12.2012 N ММВ-7-10/992@)
(см. текст в предыдущей редакции)
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
конкретных должностных лиц, курирующих проверяемое направление деятельности, в период исполнения обязанностей которых допущены выявленные проверкой нарушения;
принятые в период проведения проверки меры по устранению выявленных в ее ходе нарушений и недостатков, их результаты;
абзац исключен. - Приказ ФНС России от 19.03.2013 N ММВ-7-10/126@.
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии нарушений по отдельным вопросам проверки направлений деятельности налоговых органов в справке делается соответствующая запись.
Меры, принятые проверяемым налоговым органом по устранению нарушений и недостатков непосредственно в период проведения аудиторской проверки, учитываются в рамках постпроверочного контроля и могут справочно отражаться в справках проверок при условии их подтверждения проверяющим.
(абзац введен Приказом ФНС России от 19.03.2013 N ММВ-7-10/126@)
3.3.14. К справке проверки, при необходимости, прилагаются:
документы (их копии), заверенные в установленном порядке, характеризующие организацию работы по проверенному направлению деятельности;
документы (их копии), заверенные в установленном порядке, подтверждающие факты выявленных нарушений и недостатков и имеющие значение для правильного и объективного принятия решения по результатам проверки;
копии актов повторных выездных налоговых проверок, инициированных проверяющими и проведенных в период аудиторской проверки;
иные документы и материалы, подтверждающие отраженные в справке проверки факты нарушений, имеющие значение для правильного и объективного принятия решения по результатам проверки, в том числе распечатки копии экрана монитора (Print Screen) с информацией из СЭОД;
оформленные и подписанные справки проверок подведомственных налоговых органов (при подготовке соответствующих справок при проверке управлений ФНС России по субъектам РФ).
Допускается представление приложений к справке в электронном виде, с защитой от несанкционированного изменения с указанием местонахождения файла.
3.3.15. Руководитель проверяющей группы знакомится с материалами проверки на всех стадиях подготовки справок по направлениям деятельности и должен быть ознакомлен с проектом справки не менее чем за один календарный день до вручения справки на подписание руководителю (заместителю руководителя) проверяемого налогового органа.
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3.16. Справка проверки имеет сквозную нумерацию страниц, пометку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования", составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается осуществлявшим проверку работником (работниками) проверяющей группы и должностными лицами проверенного налогового органа (руководителем и (или) заместителем руководителя налогового органа, курирующим данное направление деятельности), которым справки вручаются по реестру приема-передачи документов ДСП, утвержденному соответствующим приказом ФНС России, под роспись с указанием даты получения.
3.3.17. Руководитель (заместитель руководителя) проверяемого налогового органа, курирующий данное направление деятельности, не позднее дня, следующего за днем вручения, подписывает два экземпляра справки, первый из которых возвращает (с указанием в реестре приема-передачи документов ДСП даты возврата) работнику (работникам) проверяющей группы, а второй оставляет у себя.
3.3.18. Работник (работники) проверяющей группы передает руководителю проверки первый экземпляр подписанной справки с приложением (при наличии) необходимых материалов и документов (их копий), заверенных в установленном порядке, а также ее электронную копию.
3.3.19. При отказе должностных лиц проверенного налогового органа от подписания справки проверки работником проверяющей группы в справке проверки делается следующая запись:
__________________________________________________
Ф.И.О., должность лица проверяемого
налогового органа
"от подписания справки проверки отказался"
Запись заверяется подписями работника проверяющей группы, сделавшего данную запись, и руководителя проверки с указанием даты.
Одновременно должностные лица проверенного налогового органа обязаны представить на имя руководителя проверки письменное объяснение мотивов отказа подписать справку проверки.
3.3.20. В случае несогласия с отдельными пунктами (данными, фактами) справки проверки указанные выше лица подписывают справку с пометкой: "С возражениями". При отсутствии указанной пометки справка считается подписанной без возражений.
Возражения представляются руководителю проверки в письменной форме не позднее трех календарных дней после подписания справки со ссылками на конкретные пункты справки, по которым имеются возражения, с приложением необходимых документов или их копий, заверенных в установленном порядке, подтверждающих обоснованность этих возражений.
3.3.21. Акт о результатах аудиторской проверки внутреннего аудита (далее - Акт проверки) - документ, которым оформляются результаты комплексной аудиторской проверки в целом по всем проверенным направлениям деятельности налогового органа (Приложение 8 к настоящему Регламенту).
Акт проверки формирует руководитель проверки на основании данных и фактов, изложенных в справках проверок, с учетом возражений, представленных по справкам проверок, а также иных фактов выявленных нарушений, имеющих документальное подтверждение, но не вошедших в справки.
3.3.22. Акт проверки состоит из двух частей: вводной и описательной.
Вводная часть акта проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налоговом органе и должна содержать:
регистрационный номер и дату подписания акта проверки;
наименование проверяемого налогового органа (объекта проверки);
проверенный период деятельности налогового органа;
наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
основания проведения проверки (дату и номер приказа о назначении проверки; дату утверждения программы, Ф.И.О. и должность лица, утвердившего программу проверки);
Ф.И.О. и должность руководителя проверки, наименование проверяющего налогового органа;
Ф.И.О. руководителя проверяемого налогового органа, с указанием периодов курирования соответствующих направлений деятельности и подразделений налогового органа и (или) подведомственных налоговых органов;
Ф.И.О. заместителей руководителя проверяемого налогового органа, с указанием периодов курирования соответствующих направлений деятельности и подразделений налогового органа и (или) подведомственных налоговых органов;
сведения о предыдущей аудиторской проверке с указанием регистрационного номера и даты акта проверки, проверенного периода, наименования налогового органа, осуществлявшего проверку;
количество и наименование проверенных инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня (для проверок, проводимых ФНС России и МИ ФНС России по ФО);
краткие итоги аудиторской проверки в суммовом выражении: сумма неисчисленных поступлений (налог, пени, штрафные санкции, административные штрафы), а также суммы задолженности, не обеспеченные мерами взысканий.
(абзац введен Приказом ФНС России от 11.07.2012 N ММВ-7-10/491@)
3.3.23. Описательная часть акта проверки должна содержать результаты проверок по всем направлениям деятельности проверяемого налогового органа согласно утвержденной программе проверки.
В описательной части акта систематизированно излагается информация, характеризующая деятельность проверенного налогового органа на основании сведений, изложенных в справках проверок, в частности:
анализ эффективности работы проверенного налогового органа в целом и по направлениям деятельности (на основе данных статистической налоговой отчетности и иных сведений);
имеющийся положительный опыт в организации работы проверенного налогового органа в части администрирования налогов, контрольной работы и других направлений деятельности;
факты нарушений и недостатков, связанных со значительными негативными последствиями как для проверенного налогового органа, так и для субъекта Российской Федерации и налоговой системы в целом: нарушения, повлекшие недопоступление сумм налога в бюджет, значительное (более 10%) искажение данных статистической налоговой отчетности, отрицательную для налогового органа судебную практику, массовые жалобы налогоплательщиков, претензии со стороны контролирующих и правоохранительных органов и т.п. Одновременно производится оценка системности нарушений (в том числе в процентном соотношении), а также приводятся причины допущенных нарушений и недостатков.
Если по отдельным вопросам направления деятельности, предусмотренным программой проверки, нарушений и недостатков не выявлено, в описательную часть акта проверки вносится запись: "По остальным вопросам программы проверки нарушений не установлено".
Содержание описательной части акта проверки должно соответствовать следующим требованиям:
объективность и обоснованность. Отражаемые в акте проверки факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, обеспечивать полноту и однозначность вывода о несоответствии действий (бездействия) налогового органа (его должностных лиц) законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации с обязательными ссылками на нарушенные нормы законодательства Российской Федерации, а также на документы, подтверждающие факты выявленных нарушений;
полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к выявленным недостаткам и нарушениям;
логическая и хронологическая последовательность, системность, лаконичность и доступность изложения материала. Выявленные в процессе проверки нарушения и недостатки должны быть сгруппированы в акте по направлениям (вопросам) программы проверки, соответствующим разделам, статьям, пунктам и подпунктам нарушенных законодательных и иных нормативных правовых актов;
содержащиеся в акте проверки формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, последовательным, четким и ясным;
в случае необходимости использования в тексте акта проверки сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;
не допускается включение в акт проверки сведений из материалов правоохранительных органов без ссылки на источник информации, а также различного рода предположений и сведений, не основанных на достаточных доказательствах (не подтвержденных документально).
3.3.24. Акт проверки имеет сквозную нумерацию страниц, пометку ограничения доступа к документу "Для служебного пользования" и составляется в двух экземплярах (при проверках, осуществляемых МИ ФНС России по ФО - в трех экземплярах), каждый из которых должен быть подписан руководителем проверки и руководителем проверенного налогового органа. К акту проверки прилагаются копии приказов проверенных налоговых органов о распределении обязанностей между должностными лицами.
3.3.25. Руководитель проверки не менее чем за один день до окончания срока комплексной аудиторской проверки обязан вручить по реестру приема-передачи документов ДСП под роспись руководителю проверенного налогового органа, с указанием даты получения, подписанный им (руководителем проверки) акт проверки.
3.3.26. Руководитель проверяемого налогового органа не позднее дня, следующего за днем вручения, подписывает акт проверки.
3.3.27. При отказе руководителя проверенного налогового органа от подписания акта проверки руководителем проверки в акте делается следующая запись:
__________________________________________________
Ф.И.О., должность лица проверяемого
налогового органа
"от подписания акта проверки отказался"
Запись заверяется подписью руководителя проверки с указанием даты.
Одновременно руководитель проверенного налогового органа представляет письменное объяснение мотивов отказа подписать акт проверки на имя руководителя ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ).
3.3.28. В случае несогласия с отдельными фактами, изложенными в акте аудиторской проверки, а также с выводами проверяющих руководитель проверенного налогового органа подписывает акт с пометкой "С возражениями". При отсутствии указанной пометки акт считается подписанным без возражений.
Возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (в том числе в электронном виде) представляются не позднее трех календарных дней после подписания акта на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, управления ФНС России по субъекту РФ). В случае, когда последний день срока подачи возражений приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
К возражениям необходимо приложить заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.
Возражения должны носить методологический характер и содержать ссылки на конкретные пункты акта, с которыми не согласен проверяемый налоговый орган. При этом изложение позиции должно быть кратким, последовательным, четким и ясным.
Возражения не должны содержать пояснения причин, по которым допущено данное нарушение.
Все пояснения по выявленным нарушениям и недостаткам представляются в письменном виде работникам проверяющей группы до подписания соответствующей справки проверки.
3.3.29. Первый экземпляр акта проверки остается у руководителя проверки, второй - у руководителя проверенного налогового органа.
3.3.30. МИ ФНС России по ФО не позднее трех календарных дней со дня подписания акта проверки представляют в отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России:
электронную копию акта проверки и третий экземпляр оригинала акта;
электронные копии всех справок, оформленных при проверке управления ФНС России по субъекту РФ, в том числе и справки проверок инспекций (хранение справок проверок на бумажных носителях осуществляется МИ ФНС России по ФО).
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
Одновременно с этим, электронная копия акта проверки направляется в межрегиональную инспекцию ФНС России того федерального округа, в состав которого входит проверенный налоговый орган, для осуществления постпроверочного контроля.
3.3.31. Справки (акт) проверок регистрируются в журналах регистрации документов по результатам аудиторских проверок "Для служебного пользования" структурного подразделения проверяющего налогового органа, в функции которого входит внутренний аудит.
(п. 3.3.31 в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875