3.2. Подготовка к проведению комплексной аудиторской проверки
3.2. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
3.2.1. Подготовка к проведению комплексной аудиторской проверки состоит из следующих этапов:
уведомления проверяемого налогового органа о предстоящей комплексной аудиторской проверке с одновременным запросом копии БД СЭОД и иной необходимой для целей проверки информации;
предпроверочного анализа деятельности проверяемого налогового органа;
разработки программы проверки;
формирования проверяющей группы и назначения руководителя проверки;
определения подлежащих проверке территориальных налоговых органов, подведомственных управлениям ФНС России по субъектам РФ (для МИ ФНС России по ФО, проверяющих управления ФНС России по субъектам РФ).
3.2.2. В соответствии с утвержденным планом-графиком проведения комплексных аудиторских проверок проверяющие налоговые органы определяют даты начала проверок. МИ ФНС России по ФО не позднее 50 календарных дней, а управления ФНС России по субъектам РФ не позднее 30 календарных дней до начала плановых комплексных аудиторских проверок направляют в проверяемые налоговые органы уведомления о предстоящей проверке (Приложение 2 к настоящему Регламенту). По внеплановым комплексным аудиторским проверкам указанные уведомления направляются в проверяемый налоговый орган не позднее 5 календарных дней до начала внеплановых проверок, если иное не предусмотрено соответствующим приказом.
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
МИ ФНС России по ФО не позднее 1 числа первого месяца полугодия письменно уведомляют отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России о датах проведения проверок.
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.3. По запросам, направленным МИ ФНС России по ФО, управления ФНС России по субъектам РФ в течение 15 календарных дней после получения уведомления о проведении проверки формируют и представляют по состоянию на дату получения запроса копии БД СЭОД в разрезе всех нижестоящих налоговых органов и копию базы данных программного комплекса "Регион". Данные копии хранятся в неизменном виде (зафиксированном на дату получения запроса) и представляются по требованию руководителя проверяющей группы в ходе аудиторской проверки.
Управления ФНС России по субъектам РФ своими приказами (распоряжениями) определяют порядок и сроки представления нижестоящими налоговыми органами копий БД СЭОД.
3.2.4. Предпроверочный анализ проводится в объеме, достаточном для подготовки программы проверки, предварительного отбора подлежащих проверке территориальных налоговых органов (для МИ ФНС России по ФО), и включает в себя изучение и анализ имеющейся информации из внутренних и внешних источников:
показателей социально-экономического развития региона (субъекта Российской Федерации) и отраслевых особенностей администрируемых налогоплательщиков;
организационно-управленческой структуры территориального налогового органа;
статистической налоговой отчетности за проверяемый период деятельности налогового органа. Анализ отчетности при проверке управлений ФНС России по субъектам РФ проводится в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, по федеральному округу, в состав которого входит проверяемое управление ФНС России по субъекту РФ, и (или) показателями соответствующей группы управлений, а при проверке инспекций - в сравнении со средними показателями по соответствующему субъекту Российской Федерации;
показателей, характеризующих уровень организации налогового администрирования проверяемого налогового органа, полученных из информационных ресурсов;
материалов предыдущих комплексных и тематических аудиторских проверок, в том числе проведенных в проверяемом периоде непосредственно управлениями ФНС России по субъектам РФ (для МИ ФНС России по ФО), а также материалов проверок, проведенных правоохранительными и иными контролирующими органами;
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
писем, жалоб и обращений налогоплательщиков на действия (бездействие) должностных лиц проверяемого налогового органа;
Результаты предпроверочного анализа фиксируются аналитическими выборками из запросной системы ЭОД (по соответствующим направлениям деятельности) и иными документами (справками) на усмотрение лиц, осуществляющих предпроверочный анализ.
В управлении ФНС России по субъекту РФ предпроверочный анализ осуществляется структурными подразделениями, сотрудники которых принимают участие в аудиторской проверке.
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.5. По результатам предпроверочного анализа проверяющие налоговые органы (МИ ФНС России по ФО и управления ФНС России по субъектам РФ) формируют программу комплексной аудиторской проверки (Приложение 3 к настоящему Регламенту), которая должна содержать:
наименование проверяемого налогового органа (объект проверки);
проверяемый период деятельности налогового органа;
основание для проведения проверки (ссылку на соответствующий приказ);
наименование налогового органа, осуществляющего аудиторскую проверку;
данные о руководителе и заместителе руководителя проверки (Ф.И.О., должность, наименование структурного подразделения и налогового органа);
проверяемые направления деятельности;
перечень проверяемых вопросов по направлениям деятельности оформляется отдельным приложением (Приложение 4 к настоящему Регламенту);
состав проверяющей группы, сроки участия в проверке и проверяемые направления деятельности оформляются отдельным приложением (Приложение 5 к настоящему Регламенту);
3.2.6. При формировании программы комплексной аудиторской проверки необходимо руководствоваться перечнем проверяемых направлений деятельности и вопросов проверки, изложенных в действующей Типовой программе аудиторской проверки, с учетом перечня вопросов, рекомендованных к проверке дистанционным способом (п. 5.1.3 Регламента, приложение 13 к Регламенту) и особенностей проверяемого налогового органа.
(п. 3.2.6 в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.7. Исключение из программы комплексной аудиторской проверки отдельных направлений и вопросов, предусмотренных Типовой программой, возможно только по согласованию с отделом контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отделом Управления, в функции которого входит внутренний аудит), при наличии мотивированных обоснований.
Примечание: Отсутствие в проверяющем налоговом органе специалистов по отдельным направлениям и вопросам, подлежащим проверке, не является основанием для исключения этих направлений (вопросов) из программы комплексной аудиторской проверки.
3.2.8. Отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России 1 раз в полугодие запрашивает у структурных подразделений центрального аппарата ФНС России (далее - структурные подразделения ЦА ФНС России) предложения по изменению и дополнению Типовой программы и Методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок организации работы по направлениям деятельности налоговых органов и, при их наличии, до 1 числа очередного полугодия вносит изменения и доводит их до сведения МИ ФНС России по ФО и управлений ФНС России по субъектам РФ.
(в ред. Приказов ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@, от 24.12.2012 N ММВ-7-10/992@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.9. Не позднее 30 календарных дней до начала проверки отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отдел Управления, в функции которого входит внутренний аудит) запрашивает у структурных подразделений ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ) проблемные вопросы текущей деятельности проверяемого налогового органа, на которые при проверке следует обратить особое внимание (в том числе в разрезе налогоплательщиков).
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы второй - третий исключены. - Приказ ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@.
(см. текст в предыдущей редакции)
Структурные подразделения ЦА ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ) направляют информацию о проблемных вопросах в отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России и в МИ ФНС России по ФО (отдел Управления, в функции которого входит внутренний аудит) не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса, если в запросе не установлен иной срок.
(абзац введен Приказом ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@, в ред. Приказа ФНС России от 24.12.2012 N ММВ-7-10/992@)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.10. Состав проверяющей группы формируется из работников структурных подразделений проверяющего (назначившего проверку) налогового органа в соответствии с проверяемыми направлениями деятельности и вопросами проверки, включая сотрудников отдела контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отдела Управления, в функции которого входит внутренний аудит).
Сроки командирования проверяющих специалистов устанавливаются в соответствии с программой проверки и утверждаются приказом проверяющего (назначившего проверку) налогового органа.
Персональный состав проверяющей группы определяется программой проверки, утвержденной руководителем (заместителем руководителя), проверяющего (назначающего проверку) налогового органа, курирующим вопросы внутреннего аудита.
3.2.11. В состав проверяющих групп от структурных подразделений ЦА ФНС России и МИ ФНС России по ФО, при необходимости, включаются работники других территориальных налоговых органов (по согласованию с руководителями территориальных налоговых органов).
Решение о привлечении к проверке работников структурных подразделений ЦА ФНС России, МИ ФНС России по ФО и территориальных налоговых органов принимается руководителем ФНС России на основании служебных записок структурных подразделений ЦА ФНС России и писем МИ ФНС России по ФО с мотивированными обоснованиями необходимости привлечения специалистов (если иное не определено соответствующими приказами о назначении комплексных аудиторских проверок).
Аналогичная форма привлечения специалистов может быть применена управлениями ФНС России по субъектам РФ при проведении аудиторских проверок нижестоящих налоговых органов.
3.2.12. При формировании проверяющей группы необходимо учитывать следующие положения:
в аудиторской проверке не имеют права принимать участие сотрудники, состоящие в родственной связи с должностными лицами проверяемого налогового органа;
запрещается привлекать к участию в аудиторской проверке сотрудника, если он в проверяемом периоде был штатным сотрудником проверяемого налогового органа;
необходимо исключить случаи возникновения конфликта интересов (избегать ситуаций, когда личная заинтересованность проверяющего может повлиять на результаты проверки).
3.2.13. Работники проверяющего (назначившего проверку) налогового органа оказывают содействие проверяющей группе в виде консультаций (по устному или письменному запросу) для решения возникающих в ходе проверок спорных вопросов и разногласий между работниками проверяющей группы и проверяемого налогового органа.
3.2.14. Руководитель проверки - должностное лицо проверяющего налогового органа, указанное в программе проверки, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего проверку, осуществляющее организацию и проведение проверки, обобщение материалов по ее результатам, а также общее руководство работниками проверяющей группы при выполнении возложенных на них задач.
3.2.15. МИ ФНС России по ФО не позднее 15 календарных дней до начала проверки представляют в отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России проект программы проверки с приложениями (перечнем проверяемых вопросов и составом проверяющей группы) для ее согласования и утверждения.
Одновременно направляется список работников других территориальных налоговых органов, привлекаемых к проверке по согласованию с их руководителями.
3.2.16. Отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России:
рассматривает представленный проект программы проверки на предмет правильности оформления и полноты включения в нее направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке;
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
при необходимости дорабатывает программу проверки совместно с МИ ФНС России по ФО либо направляет программу проверки в МИ ФНС России по ФО для самостоятельной доработки;
направляет проверяющему налоговому органу согласованную и утвержденную программу комплексной аудиторской проверки;
(в ред. Приказа ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-10/940@)
(см. текст в предыдущей редакции)
готовит проект приказа ФНС России о командировании привлеченных работников территориальных налоговых органов в проверяемый налоговый орган.
3.2.17. Программы комплексных аудиторских проверок, проводимых ФНС России и МИ ФНС России по ФО, подписываются начальником (заместителем начальника) АКУ ФНС России и утверждаются курирующим заместителем руководителя ФНС России.
3.2.18. Программы комплексных аудиторских проверок, проводимых управлениями ФНС России по субъектам РФ, подписываются начальником отдела Управления, в функции которого входит внутренний аудит, и утверждаются руководителем (курирующим заместителем руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875