12. Организация работы по урегулированию и взысканию задолженности

12. Организация работы по урегулированию и взысканию задолженности:

состояние задолженности (сумма) по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации с учетом структуры задолженности: недоимка, реструктурированная задолженность, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи на основании данных статистической налоговой отчетности, составляемой проверяемым налоговым органом по форме N 4-НМ "Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации". Анализ данных о задолженности проводят в динамике за период деятельности проверяемого налогового органа, подлежащий проверке, в абсолютном (тыс. рублей) и относительном выражении (доли, проценты).

При росте или уменьшении задолженности в проверяемом периоде необходимо проанализировать, за счет какой составляющей общей суммы задолженности (недоимка, реструктурированная задолженность, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи) произошли изменения задолженности, а также указать причины (на основании данных статистической налоговой отчетности по форме N 4-НМ).

Организация работы по направлению требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов (далее - требование):

соблюдение установленной формы требования и порядка его направления;

соблюдение порядка заполнения требований;

соблюдение сроков направления требования;

соответствие сумм задолженности, включенных в требование, суммам задолженности, указанным в карточках "Расчеты с бюджетом", а также в документе о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков в банках (далее - взыскание задолженности за счет денежных средств):

своевременность принятия решений о взыскании задолженности за счет денежных средств;

соответствие сумм, указанных в решении о взыскании задолженности за счет денежных средств, сумме задолженности, указанной в требовании;

соответствие сумм, указанных в направленных инкассовых поручениях, сумме задолженности, указанной в решении о взыскании задолженности за счет денежных средств;

соблюдение установленного срока для доведения до налогоплательщика решений о взыскании задолженности за счет денежных средств.

Приостановление операций по счетам в банках (далее - приостановление операций по счетам):

соблюдение установленной формы решения о приостановлении операций по счетам;

своевременность принятия решения о приостановлении операций по счетам.

Взыскание налога, сбора, а также пени за счет иного имущества налогоплательщиков (далее - взыскание задолженности за счет иного имущества):

своевременность принятия решения о взыскании задолженности за счет иного имущества;

количество вынесенных постановлений о взыскании задолженности за счет иного имущества и сумма задолженности, указанная в постановлениях;

соблюдение установленных требований при оформлении постановлений о взыскании задолженности за счет иного имущества;

количество случаев возврата службой судебных приставов постановлений в связи с нарушением требований, предъявляемых к форме постановления.

Эффективность налогового контроля, проводимого в отношении налогоплательщиков, мигрирующих из других объектов Российской Федерации, в части своевременного применения к ним всего комплекса мер принудительного взыскания задолженности.

Полнота и своевременность проведения мероприятий по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени (далее - налоговых платежей), в том числе:

своевременность и правомерность принятия решения о зачете, возврате, возмещении излишне уплаченных (взысканных), подлежащих возмещению сумм налоговых платежей;

сведения налогового органа о том, что налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (кроме государственной пошлины);

сведения налогового органа о том, что на момент принятия решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);

сведения налогового органа о том, что на дату принятия решения о возврате суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствовала задолженность по налоговым платежам в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налогового платежа, а также, что при наличии задолженности налоговый орган осуществил зачет суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент принятия такого решения;

сведения налогового органа о том, что решение о зачете принималось в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам, подлежащим уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налогового платежа, а также в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент принятия такого решения;

сведения налогового органа о том, что при принятии решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;

сведения налогового органа о том, что при принятии решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей факт излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически уплаченные налогоплательщиком (взысканные налоговым органом), превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

сведения налогового органа о том, что при принятии решения о зачете, возврате, возмещении суммы излишне уплаченных, излишне взысканных, подлежащих возмещению налоговых платежей, факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами главы 21 и главы 22 Налогового кодекса решением налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу;

сведения налогового органа о том, что при принятии решения о зачете, возврате, возмещении суммы излишне уплаченных, излишне взысканных, подлежащих возмещению налоговых платежей налоговым органом соблюдены требования статей 49, 50, 78, 79, 176, 203 Налогового кодекса;

полноту, порядок формирования и достоверность информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.

Полнота ведения информационных ресурсов и формирование на их основе достоверной статистической налоговой отчетности, в том числе осуществление контроля полноты ведения информационных ресурсов:

наличие последних установленных обновлений в программном комплексе электронной обработки данных (ЭОД);

соответствие экранного отображения информационных ресурсов налогового органа реквизитам информационных ресурсов, утвержденным приказами ФНС России (наличие разделов, граф, справочников);

ведение информационных ресурсов (заполнение граф, разделов, справочников).

Формирование и достоверность статистической налоговой отчетности:

формирование статистической налоговой отчетности в автоматическом режиме на основе информационных ресурсов;

соответствие сформированных статистических отчетов на основе информационных ресурсов отчетам, подписанным и направленным в вышестоящий налоговый орган.