Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится любым органом записи актов гражданского состояния по выбору заявителей (заявителя) посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 219-ФЗ, от 02.07.2021 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Особенностями, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2021 N 1153, государственная регистрация рождения производится органами государственной регистрации, по месту рождения ребенка либо по месту жительства родителей (одного из родителей), государственная регистрация смерти производится указанными органами по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти умершего либо месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, до 30.12.2021 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.07.2021 N 1153).

2.1. Особенности государственной регистрации рождения и государственной регистрации смерти в случае поступления в форме электронных документов заявления о рождении ребенка либо заявления о смерти, а также документа, являющегося в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 14 и абзацем вторым статьи 64 настоящего Федерального закона основанием для государственной регистрации рождения либо государственной регистрации смерти, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг" устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 358-ФЗ)

3. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

4. Формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В случае установления субъектом Российской Федерации (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке, а в необходимых случаях - на государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работник органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершать иные юридически значимые действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в таких случаях производятся другим работником органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг либо в другом органе записи актов гражданского состояния или другом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 438-ФЗ, от 02.07.2021 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа записи актов гражданского состояния или руководителя многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 438-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.

Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

(п. 8 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2017))

9. Органы записи актов гражданского состояния, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Получение таких сведений органами записи актов гражданского состояния или многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В случае осуществления указанного взаимодействия в электронной форме используются единая система межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, созданные в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

(п. 9 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2017))

Ст. 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния